Интеллектуальная игра на тему птицы. Разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуально - познавательная игра «В мире птиц»".3 класс

Интеллектуально - познавательная игра «В мире птиц» .

Цели:

    проверить и углубить полученные знания учащихся 3 класса на уроках окружающего мира о птицах родного края, их пользе; выявить лучших знатоков пернатых друзей;

    продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;

    воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: фотографии птиц; сочинения «Почему надо охранять природу (птиц)?»; скворечники, изготовленные родителями, проектор мультимедиа, презентация, звуковое сопровождение.

Количество участников: в команде по 4-5 обучающихся

Возраст: 3-4 классы

Звучит мелодия «Музыка леса» или «Жаворонок»

1.уч-к

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов.

Я знаю всё, о чём поют щегол и реполов.

Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнёзда разорять не смей!

Ты в наши гнёзда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек тёплых не бери- зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад-

2 уч-к

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков, ползущих в огород.

Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров покоя летом нет-

Их пеночка и реполов поймают на обед.

Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнёзда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнёзд.

И мы не будем разорять!

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят!

Учитель: Ребята, я думаю, вы уже поняли что разговор пойдёт о птицах, обитающих в наших краях. Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые приобрели в течении года экологической тропы, наблюдая за птицами.

Весь класс разделён на 4 команды.

Учитель: наши команды представляют разные группы птиц.

Задание 1. Защита названия своей команды.

(Отгадав загадку, дети должны определить место обитания птицы и обосновать свой ответ)

1.На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля)

    Ответ: Цапля – это птица водоёмов. У неё длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Это даёт ей возможность ловить корм, не намокая

2. Кто в беретке ярко – красной?

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Ответ: дятел – это птица леса. Имеет укороченные крылья, цепкие пальцы ног. Клюв тонкий и острый, что позволяет доставать насекомых и их личинок из небольших трещинок коры.

3. Угадайте, что за птичка?

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Ответ: Ласточка – это птица открытых воздушных пространств. У ласточек длинные узкие крылья,раздвоенный хвост – руль. Короткий клюв с широким ртом, которым они ловят на лету насекомых.

4.На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу,

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу. (Орёл)

Ответ: Орёл- хищник. У него крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Когтями они схватывают добычу, убивают и удерживают её , а клювом разрывают её на части.

Подводятся итоги: чья команда дала правильные и более полные ответы, вручаются жетоны – жаворонки.

Задание 2. Разминка.

Учитель: Я задаю вопросы, отвечает та команда, которая подняла руку, за каждый правильный ответ – жетон.

1. У какой птицы самый длинный язык – 15 см. (Дятел)

2. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица – ремез)

3.Самые быстрые птицы? (Сокол – 300км/ч, стриж 170 км/ч)

4. Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка)

6. У какой птицы самое большое гнездо? (Орёл)

7. Птица – рыболов? (Цапля, пеликан, чайка, орлан)

8. У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (Иволга)

9. По чему птицы летают? (По воздуху)

10. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птиц? (Подождать, когда она улетит)

Задание 3. Тройне решето.

По трём подсказкам определить название птиц(задание даётся капитанам команд)

1.

А) обитает в лесах

Б) питается насекомыми;

В) выдалбливает домики для других птиц (Дятел)

2.

А) обитает в воде

Б)питается подводными частями растений;

В) нырять не может, погружает в воду лишь голову и длинную тонкую шею.(Лебедь)

3.

А) обитает в пойме рек, зарослях;

Б) питается насекомыми;

В) свои яйца подбрасывает в гнёзда мелких птиц (Кукушка)

4.

А) обитает в лесах гнездится в оврагах, балках;

Б) питается насекомыми и грызунами;

В) ведёт ночной образ жизни (Филин)

В это время членам команд предлагалось послушать запись « Голоса птиц» и попробовать отгадать, чьи это голоса, тем самым заработав дополнительный жетон команде.

Задание 4 Послушаем птичьи разговоры.

    Кто как спит?

- Ты, заяц, как спишь?

- Как положено – лёжа.

- А ты, тетерев, как?

- А я сидя

-А ты, цапля?

- Я стоя.

-Выходит, друзья, что я, летучая мышь, ловчее всех вас сплю, Удобнее всех отдыхаю

- Как же спит летучая мышь? (Вниз головой)

2. Сорока и снегирь.

- Эй, увалень, как звать – то тебя?

Откуда, красногрудый, к нам в лес прилетел?

Что же ты молчишь, воды что ли в рот набрал?

- Нет не воды, а …

- Что набрал в рот снегирь?

Ответ: Рябину.

    Крот и Филин.

Слушай, филин, неужели ты меня проглотить можешь?

Могу, крот, могу, я такой.

Неужто и зайчонка проглотишь?

И зайчонка протолкну.

Ну, а ежа? Хе, хе…

Как вы думаете, сможет ли проглотить ежа?

Ответ. Да, а колючки выплюнет.

4. Сорока и оляпка.

О – о – ой! Оляпка, никак купаться вздумала.

И плавать, и нырять.

- А не замёрзнешь?

- У меня перо тёплое.

- А не намокнешь?

- У меня перо водоотталкивающее.

- А не утонешь?

- Я плавать умею.

- А-а-а, проголодаешься после купания.

- Что ответила оляпка?

Ответ. А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить. Меня ещё называют водяным воробьем

Задание 5. Четвёртый лишний

Учитель зачитывает вопросы, дети выбирают правильно ответ.

    Какие из перечисленных птиц зимующие, а какие перелётные? (Синица, снегирь, дятел; грач.)

    Среди этих птиц одна не певчая. (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

    Одна из этих птиц не хищная. (Ястреб, стриж, гриф, сокол.)

    Эта птица не обитает в Волгоградской области. (Дрофа, щегол, скворец, колибри.)

    Задание 6 . Узнай птицу (по описанию и найди её изображение) .

Это задание для двух участников команд.

    Птица эта имеет серое оперение туловища, но голова, крылья и хвост у неё чёрные. Клюв у неё длинный, прямой. Голос грубый и резкий. Она относится к наиболее распространенным птицам нашей области.

Ответ: Ворона.

Спинка у неё голубовато- зелёная, а брюшко рыжее. Величиной с воробья, толстенькая бесхвостая, зато нос длинный и прямой. Отличный рыболов. Ответ: Зимородок

2.Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке ярко – красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки. Весь пёстрый. Ответ: Дятел

Величиной она поменьше воробья, головка и спинка серенькие. На лбу и над глазами – белая полоска. Горлышко ярко – чёрное, грудка – красноватая. Хвост у неё длинный и совсем рыжий, освещённый солнцем, он вспыхивает, горит, как огонёк. Ответ: горихвостка

Величиной она поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в тёмных пестринках. Гнёзда не вьёт. Ответ: Кукушка

Сверху она вся чёрная, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий и немного раздвоенный, будто рогатинка. Ответ: Ласточка.

  1. Головка в чёрной шапочке. На шее и груди длинный чёрный галстучек. Спинка, крылья и хвост – тёмные. Грудка ярко – жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. Ответ: синица.

    Верх головки серенький, грудка и брюшко тоже серенькие. Спинка и крылья тёмно – коричневые. Под шейкой большое чёрное пятно. Ответ: воробьи

    Пока ребята отгадывают, все остальные члены команд называют приметы связанные с птицами, пословицы и зарабатывают жетоны для своей команды.

Приметы.

1.Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.

2 Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.

3 Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет – это предвещает беду.

4 Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне деревьев- к холодному лету

5 Воробьи дружно зимой расчирикались к оттепели.

Пословицы.

1 Соловья баснями не кормят.

2 Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

3 Ворон ворону глаз не выклюет.

4 . Гуси летят с Руси, а сороки с Запороги.

5 . Журавль летит высоко, видит он далеко.

6 . Журавль летит с моря – убавит нам горя.

7 . Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.

8 . Куда сова глядит, туда ей и лететь.

9 . За обедом соловей, а после обеда воробей.

10 . Одна ласточка весны не делает.

Задание 7 3 птицы.

(По форме клюва определи, чем питается птица.)

Ответы:

1 . Длинный клюв помогает извлекать насекомых из трещин и щелей.

2 . Короткий и прочный позволяет раскалывать твёрдые семена и орехи.

3 . У хищной птицы клюв крепкий, изогнутый, им удобно отрывать куски мяса.

1 . Угадайте, что за птичка? 5 Серое пёрышко -

Тёмненькая невеличка Золотое горлышко. (Соловей)

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста 6. Умывается росой,

(Ласточка) Крылья с жёлтой полосой.

2 . Озорной мальчишка Он наряден, а не гол-

В сером армячишке, Птица певчая …(щегол)

По двору шныряет, 7. Известно с давних времён,

Крошки собирает. (Воробей) Что эта птица почтальон (голубь)

3 . Врач лесного царства 8.Без рук, без топорёнка

Лечит без лекарства.(Дятел) Построена избёнка(Гнездо)

4 . Всю ночь летает, 9.Эта хищница болтлива,

Мышей добывает, Воровата, суетлива.

А станет светло, Стрекотунья, белобока,

Спать летит в дупло(Сова) А зовут её …(сорока)

Подведение итогов.

Выход на экскурсию в пришкольный сад, где ребята развешивают скворечники, изготовленные вместе с родителями.

Цель : формирование у младших школьников фундамента экологической, культурологической грамотности и соответствующих УУД.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать экологическую грамотность детей при изучении природы родного края.
  2. Расширить практическую деятельности учащихся по изучению и охране пернатых Астраханского края.
  3. Изучить дополнительный материал из научно – познавательной литературы и ресурсов Интернета.

Воспитательные:

  1. Прививать любовь к родному краю, воспитывать желание беречь и охранять « братьев наших меньших».
  2. Соблюдать правила нравственного и этического поведения в мире природы и людей.
  3. Научить творить добро.

Развивающие:

  1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
  2. Развивать в детях чувство ответственности за наших пернатых друзей.

Вид внеклассного мероприятия : интеллектуальная игра.

Методы и методические приемы: Игровой, исследовательский (проблемно-поисковый метод), метод проектов, ИТК.

Этапы исследования:

  1. Создание проблемной ситуации.
  2. Исследование.
  3. Обмен информацией.
  4. Организация информации.
  5. Связывание информации.
  6. Подведение итогов, рефлексия.

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Б. Шоу

В новых образовательных стандартах прослеживается усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно – нравственного опыта и социальной компетентности.

В основу Стандарта положен системно – деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Ребенок-исследователь по своей природе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. А как велико его желание познать родной край!

Все началось с прогулки во дворе школы. Дети обратили внимание на то, что не услышали пения птиц во дворе школы. Мы спросили их: «Что надо сделать, чтобы птицы прилетали во двор школы и радовали нас своим пением?» Они предложили сделать кормушки, развесить их и подкармливать птиц. К кормушкам стали прилетать воробьи, голуби, синички. Ребята очень любознательные и решили узнать, какие еще птицы обитают в нашем крае, почему некоторые занесены в Красную книгу. Началась большая исследовательская работа.

Дети разделились на две группы. Одна группа изучала жизнь и повадки зимующих птиц, а другая – перелетных. Команды свои ребята назвали тоже не случайно. 12 ноября мы отмечали день птиц – день Зиновия – Синичкина. Синичкин день, Синичкин праздник. Этот день считается началом общероссийской культурно – экологической акции «Покормите птиц!» В этот день мы развешивали кормушки и хотели привлечь всех к этому доброму делу. Поэтому провели акцию «Покормите птиц» и в честь праздника «Синичкин день» мы назвали команду «Синички». С 12 ноября мы начали работать над проектом «Птицы Астраханской области»

А 1 апреля орнитологи всего мира отмечают Международный день птиц. Начало этому празднику было положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году. В этот день развешивают скворечники, поэтому команда, которая исследовала жизнь и повадки перелетных птиц, назвала свою команду «Скворцы». В этот день мы завершили работу над проектом.

В результате большой исследовательской работы дети узнали: птицы – класс позвоночных животных, освоивших для жизни воздушную среду. Это наложило особый отпечаток на их внешнее и внутреннее строение. Сейчас на Земле живет более 8600 видов птиц. В фауне России зарегистрировано 789 видов птиц. Фауна птиц дельты Волги и Волго–Ахтубинской поймы содержит 298 видов. 72 вида птиц занесено в Красную книгу Астраханской области.

Из научно – познавательной литературы и из Интернета дети узнали, какие птицы обитают в нашем крае, почему они находятся на грани исчезновения и как помочь птицам. Мы выяснили, что любят птицы и всю зиму из школьного окна мы наблюдали, как весело суетятся птицы у кормушек. Составили Красную книгу птиц Астраханской области, в которую вошли 72 вида. Ребята готовили сообщения, доклады, сделали поделки, создали проекты, подготовили презентации. Дети предложили презентацию проекта «Птицы Астраханской области» провести в форме интеллектуальной игры «Птицы – наши друзья», чтобы еще раз напомнить всем о том, что мы в ответе за природу, за наших «меньших братьев»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

  • становление личности младшего школьника,
  • раскрытие его индивидуальных возможностей.

Это одно из требований ФГОС.

1.Бывают чёрные и белые. Гнёзда (1 - 2 м в диаметре) устраивает на деревьях, скалах, на крышах домов. В кладке 3–5 белых яиц; насиживают оба родителя около 30 дней. Пары постоянные.

2.Перья крыльев окаймлены белым цветом. Наиболее ярко окрашены в зимний и весенний периоды жизни. Относительно высокие розовые ноги больше приспособлены для ходьбы, чем для плавания. Клюв массивный, розоватого или оранжевого цвета, толстый у основания. Основание клюва окружено очень узкой белой полоской. Предпочитает водоёмы со стоячей водой, окружённые тростниками - болота, озёра.

4. Птицa вeличинoй c гaлкy c длинным xвocтoм. Гoлoвa, шeя, cпинa, пepeдняя чacть гpyди чёpныe. Hижняя чacть гpyди и бoкa бeлыe. Oбитaeт в нaceлённыx пyнктax, пo бepeгaм вoдoeмoв, нa oпyшкax лecoв, лecoпoлocax, пoляx c кypтинaми кycтapникoв или гpyппaми дepeвьeв. Xopoшa yзнaвaeмa пo внeшнeмy видy шapooбpaзным гнeздaм, гoлocy-cтpeкoтaнию. Ocнoвaниe гнeздa yкpeпляют гpязью, нecкoлькo днeй ждyт, пoкa oнa пoдcoxнeт, и зaтeм из тoнкиx пpyтикoв и дpyгиx мaтepиaлoв выклaдывaют лoтoк.

5. Они населяют большую часть лесов страны, включая смешанные и лиственные леса. Несколько крупнее скворца. В окраске преобладают черные и белые тона, у самцов - красный затылок. На голове у молодых самцов красная шапочка. Верх черный с белыми пестринами, низ белый с красным подхвостьем. Клюв прямой (редко слабо искривленный), клиновидный, служащий для выдалбливания дупл для гнезд и для раскалывания коры в поисках пищи.

6. Один из самых крупных пернатых хищников нашей фауны с размахом крыльев до 3 метров. Длина тела до 85 см, вес 2,7–4,8 кг. Окраска взрослых особей темно-бурая, часто с рыжеватым пятном на затылке, с черно-бурыми первостепенными маховыми, где на основании внутренних опахал имеются серо-бурые пестрины. Рулевые перья темно-бурые с серыми поперечными полосами. Загнутый вниз клюв темно-серый, у основания желтый. Когти черные, восковица и ноги желтые. Обитает в целинных степях, полупустынях (изредка в пустынях) и предгорьях.

7.Длина тела до 180 см, весят до 13 кг. Шея примерно равна длине тела, держится вертикально. Ноги короткие, отнесены назад. В оперении большое количество пуха. Клюв желтый с черным кончиком. Селятся на больших озёрах с зарослями камыша. Свои громоздкие гнёзда строят из ветвей, мха и тростника на сухом месте, иногда на мелководье. Пары соединяются на много лет - смена партнёра возможна только в случае гибели одной особи. Плавает неторопливо и величественно, но если его преследовать, то с трудом можно догнать даже на лодке. Взлетая с воды, долго разбегается, молотит лапами по воде, постепенно набирая скорость и высоту.

8. Семейство птиц отряда воробьиных. Длина тела 10-23 см. Клюв уплощённый, разрез рта большой. Крылья длинные и узкие. Ноги короткие, ходить почти не могут и на землю садятся только для сбора материала для гнёзд. Оперение сверху чаще тёмное, нередко с синим, зелёным или пурпурным блеском, снизу светлое. Гнёзда полушаровидные или в виде плоской фляжки; строят их из комочков грязи, смешанной со слюной, прилепляя к стенам зданий или скалам. Некоторые виды гнездятся в норах или дуплах, нередко селятся колониями. Питаются почти исключительно насекомыми, которых ловят в воздухе.

Ведущий . Здравствуйте, ребята! Поздравляем вас с весенним праздником - Днем птиц!

1-й ученик. Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремлении научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.

Ведущий. Свою любовь к птицам мы доказали, изготовляя кормушки. Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогатки!

2-й ученик . Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

3-й ученик

    Пусть прилетят, чтоб торопливо

    С утра до ночи хлопотать,

    Я двум скворцам приют счастливый

    Хочу до осени создать.

    Им, может, на чужбине снился —

    Мой домик средь ветвей густых.

    Пусть доброе гостеприимство

    В краю знакомом встретит их.

4-й ученик

Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый скворец.

Ведущий. Мы рады, что у нас на празднике - пернатые друзья!

Грач. Мы спешили к вам, ребята, на праздник! Весна идет. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.

Дятел. Мой клюв - как долото, я выдалбливаю им себе в дереве отличное жилье.

Сова. Я съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 тонн зерна.

Скворец. Мы поедаем много майских жуков, слизней, бабочек и других вредных насекомых.

Снегирь. Меня все знают! Всю зиму я кормился в ваших краях рябиной и семенами разных растений, а теперь улетаю на север. До будущего снега!

Ученик

Пускай всегда такой обычай В моей останется стране - Встречай с любовью стаи птичьи, Всем сердцем радуясь весне!

Все вместе. Берегите птиц!

Ведущий. А сейчас мы проведем игру «Счастливый случай». В ней участвуют учащиеся 4 класса.

Вопросы первой команде

1. Хвост серпом, голова с гребешком. (Петух)

2. Всех я за день навещу,

Все, что знаю, растрещу. (Сорока)

3. Ночью зряча, днем слепа, Мышей ловит, а не кот. (Сова)

4. Пестрая крякушка ловит лягушат. (Утка)

5. Ходят по озеру клещи - Ищут съедобные вещи. (Цапля)

6. Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый… (скворец).

7. Я в любую непогоду Уважаю очень воду, Я от грязи берегусь, Чистоплотный, серый… (гусь).

8. В лесу под щебет, звон и свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись… (дятел).

9. В лесу ночном кукует птица, Она назвать себя боится: Ку-ку… ку-ку, -

Не спит опушка. А птицу эту звать… (кукушка). 10. Зимой на ветках - яблоки, Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки,- Ведь это… (снегири).

Вопросы 2-й команде

1. Желанный гость из далекого края под окном живет. (Ласточка)

2. Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

3. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)

4. Кто плачет, не имея слез? (Сова)

5. Не человек, а говорит. (Попугай)

6. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. Узнаете? Это… (цапля).

7. Мы построили вдвоем Для гостей весенний дом,

А верней сказать - дворец, Прилетай скорей,… (скворец)1.

8. Распустила хвост жар-птица, Он горит и золотится,

Из заморских к нам долин Этот хвост принес… (павлин).

9. Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что «пора»?

Такая с ней морока, Когда трещит… (сорока).

    На скале он строит дом, Разве жить не страшно в нем?

    Хоть кругом и красота, Но такая высота!

    Нет, хозяин не боится Со скалы крутой скатиться,-

    Два могучие крыла У хозяина… (орла).

2-й гейм. «Заморочки из бочки»

1. Назовите лучших мастеров пения в лесу, в роще,

В поле. (В лесу - дрозд, в роще - соловей, в поле - жаворонок.)

2. Кто летает быстрее всех? (Стриж)

3. Какие птицы самые яркие? (Иволга, щурка, фазан, утка-мандаринка, сизоворонка)

4. Назовите птиц - самых искусных строителей. (Ласточка, иволга, синица-ремез)

6. Какие птицы самые дружные? (Чайки, ласточки-береговушки)

3-й гейм. «Ты - мне. Я - тебе»

По 2 вопроса от каждой команды.

4-й гейм. «Темная лошадка»

По словесному портрету Ты скажи нам, кто же это?

Вопрос 1-й команде

«Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней

особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А вечером или ночью приди сюда - и остановишься как вкопанный, услышав ее песню». (Соловей) ." >.,

Вопрос 2-й команде

«Лазает по веткам, как попугай: и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой - ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена». (Клест)

5-й гейм. «Гонка за лидером»

Вопросы 1-й команде

1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

3. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

4. Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)

5. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

6. Где гнездятся скворцы? (В дуплах, скворечниках)

7. У какой птицы поют самцы и самки? (Снегири)

8. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)

9. Как называется скопище птиц на скалах? (Птичий базар)

10. Назовите картину известного русского художника, посвященную прилету грачей. (А. Саврасов. «Грачи прилетели»)

Вопросы 2-й команде ,

1. Кто курлычет? (Журавли)

2. Какая птица разоряет гнезда мелких птиц? (Ворона, сорока)

3. Какие птицы самые пушистые? (Совята)

4. Как по клюву отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)

5. Какая птица живет у нас только зимой? (Снегирь)

6. У каких птиц самцы красные, а самки - зеленые? (Клесты)

7. Какая птица устраивает гнездо в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок)

8. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

9. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных)

Подведение итогов. Награждение.

«Птичий переполох»

Выголова Ираида Ивановна,

МБУ ДО «Дом детского творчества» с. Карагай Пермский край

Сценарий интеллектуально-творческой игры

«Птичий переполох»

Пояснительная записка

Игра поводилась в рамках муниципальной акции «Покормите птиц».

Цель: привлечение внимания обучающихся к проблемам охраны зимующих птиц нашего края.

Задачи:

Расширить знания школьников младшего возраста о биологическом разнообразии зимующих птиц,

Развивать творческие и организаторские способности обучающихся,

Способствовать формированию коммуникативных компетентностей школьников,

Привлечь обучающихся к зимней подкормке птиц.

Участники – команда из 5 учащихся 3-4 классов (из одного или разных классов).

Подготовка к игре. Команда должна иметь название и капитана. Участникам игры нужно знать видовой состав зимующих в Пермском крае птиц, особенности их жизнедеятельности, правила организации зимней подкорми птиц. Для участия в игре необходимо подготовить творческий отчет об участии команды в организации подкормки зимующих птиц.

Оборудование: столы и стулья для каждой команды, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для 2, 4, 6 туров, комплект карточек со словами «ДА» и «НЕТ» для каждого капитана, оценочные листы и ответы для жюри.

Ход игры

Приветствие ведущего, представление команд, жюри.

Разминка. Вопрос – ответ

Каждой команде предлагается ответить по 1 вопросу на 1, 2 и 3 балла. Если команда не может ответить или отвечает неправильно, вопрос переходит к соперникам.

1 балл

Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо)

Эта птица может лазать по стволам деревьев вперед хвостом (поползень)

Если верить поговорке, эта птица может заменить лесное радио, газеты и даже телевизор (сорока)

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот (сова)

Самая маленькая птица наших лесов (желтоголовый королек)

Какая птица выводит потомство в зимнюю стужу? (клест)

2 балла

Какая птица может нырять и бегать под водой? (оляпка)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока)

У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)

Какая птица носит название танца? (чечетка)

Какая крупная краснокнижная птица из отряда Совообразных обитает на территории Карагайского района? (филин)

На сколько градусов могут поворачивать голову совы? (270°)

3 балла

Жить без дела не люблю пятом я встаю часу, то сажаю кедры клювом, то дубы в глухом лесу (сойка)

В лесу летало, в воду упало – не булькнуло (перо птицы)

Какая пуганая птица и куста боится? (ворона)

Какой отряд птиц включает в себя наибольшее количество видов? (воробьинообразные)

Против сотни каких птиц довольно одного ястреба? (воробьи)

Какая птица из семейства Врановых, обитающая на территории Пермского края, на зиму делает до 6 тысяч кладовок и помнит место расположения каждой (кедровка)

Головоломка

Творческий отчет об участии в акции «Покормите птиц». Критерии оценки: инициативность, уровень участия в акции всех членов команды; художественность, качество исполнения; содержательность – от 0 до 3 баллов, максимально – 15 баллов.

Четвертое лишнее. Вычеркнуть лишнее слово и объяснить, почему (5 минут). Задание выполняется на специальном бланке.

1) жареные семена подсолнечника, ягоды рябины, сало, крошки белого хлеба (в списке указан корм для птиц, жареными семечками их нельзя кормить);

2) поползень, воробей, горихвостка, снегирь (все птицы, кроме горихвостки, зимующие, горихвостка – перелетная птица);

3) много людей, много деревьев, удобный подход, защита от ветра (это условия для расположения кормушки; там, где будет много людей, птицы будут бояться садиться на кормушку);

4) декабрь, май, ноябрь, февраль (указаны месяцы, когда следует вести подкормку птиц, в мае подкормка не ведется, т.к. птицы могут сами добыть себе пищу)

5) тетерев, дятел, снегирь, синица (тетерев, все остальные могут прилетать на кормушку)

6) каждый день, в день несколько раз, раз в неделю, как получится (птиц следует подкармливать каждый день)

5. Конкурс капитанов «Верификатор»

Капитаны выходят на сцену. При помощи карточек, на которых написаны слова «Да» и «Нет», они соглашаются или не соглашаются с предложенными им утверждениями, получая 1 балл за каждый правильный ответ.

Верите ли вы, что:

У дятла хвост служит подпоркой (да)

Своим массивным клювом дубонос может дробить твердые семена и косточки (да)

Королек – самая маленькая птица в нашей стране (да)

Синица весит 10 грамм (нет)

За сутки синица съедает, столько насекомых сколько весит сама (да)

Воробей заготавливает корм на зиму (нет)

У снегирей поют и самцы, и самки (да)

Гнездо вороны имеет форму шара. (нет)

Ополовник и овсянка – это синицы (нет)

Хохлатая синица, или гренадерка, может питаться семенами хвойных деревьев (да)

6. Узнай птицу

Отгадайте птицу по описанию ее хвосту. Время выполнения – 5 минут, алл

7. Птичий фольклор

Закончи пословицу. Ведущий читает первую половину пословицы, участники на листочках ее заканчивают

Слово - не воробей, (вылетит не поймаешь).

Не велика птичка-синичка, и та (свой праздник помнит).

Старого воробья (на мякине не проведешь).

Лучше синица в руке, (чем журавль в небе).

Пуганая ворона (куста боится).

Скорая помощь

Командам предлагается ответить на несколько вопросов, требующих полный ответ. На подготовку 1 минута. Отвечает команда, первая поднявшая руку. При неправильном или неполном ответе вопрос переходит остальным командам.

Почему необходимо беречь и охранять птиц? – до 8 баллов

птицы являются неотъемлемой частью природных сообществ,

истребляют бесчисленное множество насекомых-вредителей,

хищные птицы кормятся ослабленными животными и являются санитарами в природе,

уничтожают грызунов;

сами служат пищей для других животных;

птицы, которые питаются плодами и семенами, способствуют их распространению;

на некоторых птиц существует промысловая охота;

своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.)

Как нужно вести себя, чтоб не навредить птицам? – до 5 баллов

Не подходи близко к гнездам птиц

Не шуми в местах гнездований

Не разоряй птичьи гнезда

Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо

Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

Что вы можете сделать, чтобы помочь птицам? – до 4 баллов

Зимой – подкормка птиц,

Весной – развешивание искусственных гнезд

Летом – обустройство поилок, купален

Посадка кустов и деревьев на территории

Почему необходимо организовывать зимнюю подкормку птиц? – 1 балл

Недостаточно корма

Каковы основные правила организации подкормки птиц зимой? – до 4 баллов

Вести подкормку каждый день

Желательно в одно и то же время

Лучше с утра

Кормушку следует разместить защищенном от ветра, недоступном для кошек месте.

Подведение итогов игры и награждение. Победителем и призерами становятся команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Источники информации:

Агеев И.Г. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.

Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы/ Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 160с.

Календарь природы. Составитель – Е.Н. Чалова. – Пермь: ИД «Август», 2006 . – 46 с.

Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2004. – 96 с.

Приложение 1

Материалы для жюри

Ответы

Головоломка

В течение 5 минут необходимо найти названия 12 птиц. Слова могут располагаться по прямой линии, зигзагом, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево.

Синица, дятел, воробей, лазоревка, поползень, снегирь, чечетка, сорока, галка, московка, сойка, свиристель, гаичка.

Правила подкормки зимующих птиц

Четвертое лишнее. Вычеркнуть лишнее слово и объяснить, почему (5 минут)

жареные семена подсолнечника, ягоды рябины, сало, крошки белого хлеба

в списке указан корм для птиц, жареными семечками их нельзя кормить

поползень, воробей, горихвостка, снегирь

все птицы, кроме горихвостки, зимующие, горихвостка – перелетная птица

много людей, много деревьев, удобный подход, защита от ветра

это условия для расположения кормушки; там, где будет много людей, птицы будут бояться садиться на кормушку

декабрь, май, ноябрь, февраль

указаны месяцы, когда следует вести подкормку птиц, в мае подкормка не ведется, т.к. птицы могут сами добыть себе пищу

тетерев, дятел, снегирь, синица

тетерев, все остальные могут прилетать на кормушку

каждый день, в день несколько раз, раз в неделю, как получится

птиц следует подкармливать каждый день

6. Узнай птицу

Итоговая ведомость игры «Птичий переполох»

Критерии оценки конкурсов

Команды, руководитель, ОУ

Тур 1. Разминка.

Тур 2. Головоломка

За каждый правильный ответ – 1 б.,

Тур 3. Творческий отчет об участии в акции «Покормите птиц»

Критерии: инициативность,

уровень участия в акции всех членов команды; художественность, качество исполнения; содержательность

Каждый критерий оценивается от 0 до 3 б

Тур 4. Правила подкормки зимующих птиц

За каждый правильный ответ – 1 б

Тур 5. Конкурс капитанов

За каждый правильный ответ – 1 б

Тур 6 . Чей портрет?

За каждый правильный ответ – 1 б

Тур 7. Птичий фольклор

За каждый правильный ответ – 1 балл

Тур 8. Скорая помощь

Сумма баллов

Место

2024 lemonmc.ru. Бизнес. Финансы. Интернет. Услуги. Страхование.