Оршанский авиаремонтный. «Это тот самый пряник, который предложила Россия»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль и место запасов готовой продукции в производственно-сбытовой деятельности предприятия. Характеристика основных концепций сбыта. Обзор законодательных и нормативных актов. Динамика реализации продукции. Анализ прибыли и рентабельности продаж.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2012

    Роль и место складов в логистической системе. Понятие и функции запаса. Организационно-экономическая характеристика предприятия. Организация и функционирование складского хозяйства. Оценка результативности деятельности транспортно–складских подразделений.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2015

    Общая характеристика компании "Adidas Group", ее организационная структура. Коммерческая деятельность предприятия по сбыту продукции. Организация транспортно-складского хозяйства. Цели и задачи специалистов в отделе логистики, автоматизация их работы.

    отчет по практике , добавлен 11.02.2015

    Характеристика организации складского хозяйства в оптовой торговле, функции складов товаров, их классификация. Требования к устройству складов, планировка складских помещений. Организация и развитие складского хозяйства на примере ООО ТД "Электроснаб".

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Понятие, сущность и виды материальных запасов. Оценка эффективности управления запасами. Характеристика предприятия ОАО "Автоагрегат" и управление материальными запасами на нем с учетом методов логистики. Совершенствование системы управления запасами.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Понятие и функции логистики, предпосылки возникновения и развития. Материальные потоки и логистические операции, управление запасами, издержками. Складская логистика рознично-оптового предприятия ООО "Топ-книга"; автоматическая идентификация штрих-кодов.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2012

    Стратегическое и тактическое планирование управления маркетингом. Исследование рынка и выпускаемого товара в автосборочном заводе в Минске. Производство автомобильной техники и товаров народного потребления на предприятии. Сохранение рынков сбыта.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2014

    Концепция логистики на предприятиях агропромышленного комплекса: сущность, особенности реализации. Система транспортно–складского хозяйства (ТСХ): сущность, структура, задачи и роль в деятельности предприятия Методика оценки эффективности управления ТСХ.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

С приходом в Оршу компании "Мотр Сич" связывались большие надежды. К сожалению, неосуществившиеся.

15 мая Генеральная прокуратура сообщила, что по результатам проверочных мероприятий в отношении бывшего генерального директора Оршанского авиаремонтного завода и должностных лиц его акционера - компании «Мотор Сич» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 426 УК Республики Беларусь (превышение служебных полномочий, повлекшее тяжкие последствия). Основанием к возбуждению уголовного дела послужило причинение должностными лицами заводу ущерба в особо крупном размере, а также существенного вреда его интересам.

Ситуация далеко не рядовая. «Мотор Сич» - компания с мировым именем и один из лидеров в своей сфере. С её приходом в Оршу связывались большие надежды. К сожалению, неосуществившиеся.

Что такое Оршанский АРЗ . Предприятие создано на базе 571-го авиаремонтного завода (кстати, одного из 70 аналогичных предприятий, существовавших в СССР), который, дислоцируясь на аэродроме «Болбасово», осуществлял ремонт самолетов дальней бомбардировочной ракетоносной авиации Ту-16, Ту-22М2, Ту-22М3 различных модификаций.

После роспуска СССР предприятие лишилось традиционных заказчиков. Ракетоносная авиация осталась только в России. Где после сокращения её численности хватало и своих ремонтных мощностей.

С 1993 года завод специализируется на ремонте вертолетов. Оршанский АРЗ осуществляет капитальный ремонт и модернизацию военных и гражданских вертолетов Ми-2, Ми-8Т, Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-17, Ми-24, Ми-35 и Ми-26 всех модификаций, а также ремонт съёмного и несъемного

оборудования, комплектующих, агрегатов и систем, средств измерений и контрольно-проверочной аппаратуры этих вертолетов. Кроме капитального ремонта, завод осуществляет модернизацию вертолетов Ми-8 в санитарный, десантный вариант и другие варианты по документации разработчика.

Также на Оршанском АРЗ выполнялись разовые заказы по ремонту самолетов Ил-76 и Ан-26, которые состоят на вооружении ВВС многих стран мира. Для приемки таких самолетов, а также самолетов Ан-124, завод располагает аэродромом класса «Б».

С 2012 года основным акционером завода становится украинская компания «Мотор Сич».

Первым делом мы построим вертолеты . С появлением в Орше «Мотор Сич» были связаны надежды на создание собственного вертолётостроения. В результате глубокой модернизации старых советских вертолетов Миля от них, по сути, оставались только не убиваемые фюзеляжи. Поэтому производитель позиционировал свою продукцию как новые изделия. Речь в первую очередь идет о Ми-2 (МСБ-2) и Ми-8 (Ми-8МСБ).

В марте 2013 в ходе заседания акционеров ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» были озвучены планы по созданию на базе предприятия производства вертолетов МСБ-2 разработки украинской компании «Мотор Сич».

При этом акционеров трудно заподозрить в прожектерстве. Производство легких вертолетов на «Мотор Сич» было включено в программу развития экономики Украины на 2013-2014 годы, утвержденную постановлением Кабинета министров Украины № 187 от 27.02.2013. Планировалось организовать производство вертолетов МСБ-2 взлетной массой 4 т и вертолетов взлетной массой 5-6 т с ориентировочным внебюджетным финансированием в объеме 109,4 млн грн. и 632,6 млн грн., соответственно.

Ожидалось, что выпуск вертолетов МСБ-2 позволит заменить импорт в Украину 50 подобных легких вертолетов на сумму минимум USD100 млн и организовать экспорт 50 таких вертолетов. Еще больший эффект должно было дать производство новых вертолетов взлетной массой 5-6 т: замещение импорта в Украину 150 винтокрылых машин на сумму около USD 1,5 млрд и экспорт 250 таких машин на сумму околоUSD 2,5 млрд.

Весьма вероятно, что беларуские власти стремились перехватить инициативу и организовать производство вертолётов украинской разработки на оршанской площадке. Идеей собственного вертолетного производства живо интересовался лично Александр Лукашенко. Который умеет быть и настойчивым, и убедительным.

На начальном этапе «Мотор Сич» пользуется всесторонней поддержкой в Минске. Проект курируют чиновники высокого уровня - причем, Администрации президента Беларуси, а не Правительства, что было бы логичным. 23 сентября 2013 года в Центральном аэроклубе ДОСААФ проходит, по сути, презентация МСБ-2 и Ми-8МСБ от Оршанского АРЗ. Присутствуют в том числе и представители военно-дипломатического корпуса, аккредитованные в Минске. А также тогда ещё глава Администрации президента Андрей Кобяков, который проверяет Ми-8МСБ лично, совершив на нем полет.

Все формальности, связанные с национальной сертификацией авиатехники, проходят практически молниеносно, без волокиты, лишь подчеркивая интерес к проекту в Минске на самом высоком уровне.

Небольшими партиями в Орше начинают работы по проекту Ми-8МСБ. В 2014 году было модернизировано пять вертолетов, ещё 10 машин находились в производстве.

Привлекательность схемы для беларуской стороны была в том, что все машины у Оршанского АРЗ выкупал основной акционер - «Мотор Сич». Затем машины продавались на рынках Украины, Уганды, Венесуэлы, Перу, Судана, Нигерии, Йемена и других стран. Такая схема могла быть связана с отсутствием у Оршанского АРЗ своей товаропроводящей и сервисной сети. Вероятно, что завод зарабатывал лишь на услугах ремонта и модернизации. А основная добавленная стоимость оставалась у «Мотор Сич». Это наверняка и было расценено прокуратурой как причинение ущерба заводу в особо крупном размере.

В декабре 2012 году в Беларуси прошли лётные испытания транспортно-боевого вертолёта Ми-24 с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В от «Мотор Сич». Машина показала значительно лучшие лётно-технические характеристики в сравнении с базовым вариантом. Весной 2015 года двигатель принимается на вооружение. В Украине, кстати, Ми-24 с новыми двигателями были продемонстрированы лишь в сентябре 2016 года.

Таким образом, можно говорить о проработке ремонта и глубокой модернизации в Орше машин трех типов Ми-2, Ми-8 и Ми-24.

Вертолётные амбиции беларуских властей не ограничивались сотрудничеством с «Мотор Сич». Так, пункт 9 межправительственного Соглашения о реализации программы военно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до 2020 года предусматривал, что до конца 2014 года должно быть закончено изучение вопроса по организации сборки в Беларуси для наших силовиков легких многофункциональных вертолетов на базе Ка-226Т и «Ансат». Это стало первым и единственным публичным упоминанием подобной возможности. Но тот факт, что эта идея попала в текст межгосударственного документа, свидетельствует о её значимости - по крайней мере, для одной из сторон.

В сухом остатке имеем совпадение вертолетных амбиций «Мотор Сич» и беларуских властей (очевидно, лично А. Лукашенко) на фоне внешне неплохих перспектив для их реализации.

«Эх, война, что ты, подлая, сделала» . Начало российско-украинской войны, с одной стороны, вызвало серьезную обеспокоенность (мягко говоря) в Минске. С другой, беларуские чиновники увидели в ней новые возможности: воспользовавшись разрывом российско-украинских связей организовать в Беларуси ряд производственных площадок по интересующим направлениям. Одним из которых виделось вертолетостроение.

2 апреля 2014 года в Барановичах, посещая ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» А. Лукашенко заявил, что заниматься только модернизацией и ремонтом существующей техники бесперспективно, а потому следует делать шаг вперед и самостоятельно осваивать выпуск новой, востребованной на рынках продукции. «В Беларуси должны производиться и самолёты, и вертолёты», - сказал он. По словам Лукашенко, для организации производства вертолётов есть подходящая площадка в Орше: «Что такое произвести сегодня в Орше вертолёт? Не проблема, если там будет «Мотор Сич» с двигателем. Двигатель есть, еще купить пару-тройку сложных приборов, которые, может быть, и не надо у нас производить. А всё остальное - бери и клепай, делай корпус».

«Давайте попробуем с украинцами договориться и вместе поработать, чтобы не пропали интеллектуальные, инженерные центры, конструкторы в Украине. Момент нормальный… Его надо использовать не только для себя, но и для внешнего рынка и Российской Федерации», - предложил беларуский руководитель.

При этом беларуская сторона легкомысленно проигнорировала, что и для Киева, и для Москвы конфликт носит принципиальный характер. И помогать врагу с использованием беларуской территории ни одна из сторон не намерена. И у Оршанского АРЗ, который никогда не был рекордсменом по прибыльности, начались проблемы. Дело было не только в фактическом закрытии российского рынка для сбыта, но и блокировании поставок оттуда ряда важных комплектующих.

16 октября 2014 года А. Лукашенко проводит совещание с руководством «Мотор Сич» по поводу экономической ситуации и перспектив развития Оршанского АРЗ. О результатах не сообщалось. Но позднее появляется информация о создании в Беларуси крылатой ракеты «Аист» с украинским двигателем от «Мотор Сич». А также о возможности производства таких двигателей в Орше. Официально эти сведения не подтверждались и не опровергались. Поставки ракетных двигателей, а тем более технологий их производства - политически чувствительная тематика. Такие решения принимаются на высшем политическом уровне. Очевидно, что решение в Киеве приняли, и оно было негативным. В 2015-2016 годах политические отношения между Минском и Киевом были ещё вполне партнерскими. Но можно предположить, что одной из причин отказа стало негативное отношение к возможной ракетной сделке Запада.

«Мотор Сич» под ударом . Основным акционером «Мотор Сич» является Вячеслав Богуслаев. Герой Украины, известный промышленник и общественный деятель в этом году отпразднует свое 80-летие. Правда, обстановка вряд ли будет радовать: второй год В. Богуслаев является фигурантом уголовного разбирательства по факту попытки продажи контрольного пакета акций «Мотор Сич» китайской компании и поставкам запрещенной продукции в Россию. Злые языки утверждают, что его даже помещали под домашний арест.

Очевидно, что ситуация не позволяет руководству «Мотор Сич» сосредоточиться на спасении своего беларуского актива.

В Минске поняли, что ни ракетных двигателей, ни вертолетов с «Мотор Сич» не получается. А потому приступили к возвращению Оршанского АРЗ под государственный контроль. И возбуждённое уголовное дело - это своеобразное предложение Богуслаеву обменять акции на доброту беларуских правоохранителей. Насколько попытка окажется успешной - покажет время.

Что будет с Оршанским АРЗ . Авиационный рынок - очень конкурентен и консервативен. Новых игроков там никто не ждет. Предприятию нужен стратегический собственник с успешным опытом работы на рынке. Сомнительно, чтобы Оршанский АРЗ вызвал интерес у иностранных инвесторов. Особенно, если Богуслаев заупрямится и вокруг предприятия начнется спор.

Пока что наиболее реалистично выглядит присоединение Оршанского АРЗ в качестве производственной площадки к флагману беларуской авиационной отрасли - 558-му АРЗ (Барановичи). У этого предприятия есть и компетентные управленцы, и успешный опыт работы. И будучи государственной компанией, 558-й АРЗ не будет сильно связан фактом вероятного спора вокруг контроля за оршанским производством между «Мотор Сич» и беларускими властями. Пожалуй, это не только самый реалистичный, но и самый лучший вариант.

В скором времени власти могут получить контрольный пакет акций Оршанского авиаремонтного завода (ОАРЗ). Об этом TUT.BY рассказали чиновник, бывший работник завода и источник, близкий к одному из действующих акционеров.

Напомним, в 2012 году по распоряжению президента Беларуси госпакет акций ОАРЗ украинская компания «Мотор Сич», подконтрольная Вячеславу Богуслаеву (около 60% акций), и «Системы инвестиций и инноваций» Александра Садового (почти 40%). Белорусская и украинская компании планировали в течение 2012−2016 годов инвестировать в реконструкцию, модернизацию производственных мощностей ОАРЗ около 12 млн долларов, создать свыше 300 рабочих мест. Инвесторы намеревались вложить серьезные средства в развитие социальной сферы завода и городского поселка Болбасово, где находится завод. Но не все намеченное удалось реализовать.

Источник, близкий к одному из действующих акционеров, говорит, что завод сильно подкосил «конфликт [России] с Украиной, в результате чего оказались полностью заблокированы российские поставки». Ранее «Мотор Сич» обеспечивал более чем на 80% потребность авиапрома РФ в вертолетных двигателях. С прицелом на российский рынок украинская компания и выкупила белорусский завод, отмечали эксперты.

После того как начались проблемы с РФ, ОАРЗ старался максимально расширять географию заказов, работая на рынок Уганды, Венесуэлы, Судана, Нигерии, Йемена. Параллельно искал, чем, кроме вертолетов, можно подгрузить мощности. Об этом в интервью TUT.BY в 2016 году Александр Садовой. Но прибыли на развитие было недостаточно.

Во второй половине 2017 года положение на ОАРЗ ухудшилось. Появились разговоры о том, что государство может вновь стать основным акционером завода. Стоит сказать, что в октябре 2014 года Александр Лукашенко был не очень доволен реализацией проекта и вернуть ОАРЗ в лоно государства в случае чего.

В настоящее время, по словам собеседников, готовится проект решения главы государства о том, что контрольный пакет акций ОАРЗ перейдет спецэкспортеру вооружений «Белспецвнештехнике». «О конфигурации сделки ничего сказать не могу. Но то, что это будет контрольный пакет, — однозначно», — сказал источник.

По словам другого источника, будет замена «украинского акционера, который полгода назад открестился от завода, покинули ОАРЗ и его топ-менеджеры». «За прошедшее время уже сменилось 5 руководителей предприятия. Завод испытывает финансовые проблемы. Заказов не хватает. Вместо этого люди убирают территорию. Очевидно, что должно быть принято какое-то кардинальное решение», — считает собеседник.

У холдинга «Мотор Сич» хватает забот в Украине.

Райсуд Киева в сентябре 2017 года арестовал пакет акций «Мотор Сичи». Служба безопасности Украина (СБУ) подозревала Вячеслава Богуслаева в незаконной продаже 56% акций запорожской компании китайским инвесторам. В начале марта 2018 года президент страны Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о неотложных мерах по защите национальных интересов государства в сфере авиадвигателестроения. Как пояснил глава замминистра экономического развития и торговли Юрий Бровченко, данные меры направлены на обеспечение стабильной работы всего авиапрома, включая ПАО «Мотор Сич», передает Интерфакс-Украина. Бровченко заявил, что расследование СБУ о законности продажи контрольного пакета акций украинской компании китайским инвесторам еще не завершено.

В «Белспецвнештехнике» отказались «комментировать слухи» и посоветовали обратиться в Госкомвоенпром. Там сказали, что не вправе давать комментарии, пока решение не будет принято.

Представитель «Мотор Сичи» отказался обсуждать «белорусский вопрос» и посоветовал обращаться к Богуслаеву. Получить комментарий у него не удалось.

6 ноября состоялось внеочередное собрание акционеров Оршанского авиаремонтного завода (ОАРЗ). 99,08% акций предприятия перешло под контроль госкомпании «Белспецвнештехника». Данную информацию TUT.BY подтвердили на самом предприятии.

«Сегодня состоялось внеочередное собрание акционеров. Бывшие крупные акционеры [ОАРЗ] передали свои акции „Белспецвнештехнике“. Также была утверждена структура корпоративного управления», — сказал представитель Оршанского авиаремонтного завода.

О том, что контрольный пакет акций ОАРЗ перейдет государству в лице спецэкспортера вооружений «Белспецвнештехника», источники TUT.BY еще в марте.

«Это была сложноструктурированная сделка. Многие документы имеют гриф ДСП. Поэтому много времени заняла передача акций», — сказал источник в госорганах. «Президент с [бывшими] акционерами быстро договорился. Они особо не возражали. Особенно когда открыто уголовное дело», — считает другой собеседник.

Напомним, в 2012 году по распоряжению Александра Лукашенко госпакет акций ОАРЗ купили украинская компания «Мотор Сич», подконтрольная Вячеславу Богуслаеву (около 60% акций), и «Системы инвестиций и инноваций» Александра Садового (почти 40%). Белорусская и украинская компании планировали в течение 2012−2016 годов инвестировать в реконструкцию, модернизацию производственных мощностей ОАРЗ около 12 млн долларов, создать свыше 300 рабочих мест. Инвесторы намеревались вложить серьезные средства в развитие социальной сферы завода и городского поселка Болбасово, где находится завод. Но не все намеченное удалось реализовать.

Завод сильно подкосил конфликт России с Украиной, в результате чего оказались полностью заблокированы поставки в РФ. Ранее «Мотор Сич» обеспечивал более чем на 80% потребность авиапрома РФ в вертолетных двигателях. С прицелом на российский рынок украинская компания и выкупила белорусский завод, отмечали эксперты.

После того как начались проблемы с РФ, ОАРЗ старался максимально расширять географию заказов, работая на рынок Уганды, Венесуэлы, Судана, Нигерии, Йемена. Параллельно искал, чем, кроме вертолетов, можно подгрузить мощности. Об этом в интервью TUT.BY в 2016 году рассказывал Александр Садовой. Но прибыли на развитие было недостаточно.

По словам других источников, на предприятии сказался и личный конфликт между Богуслаевым и Садовым.

Во второй половине 2017 года положение на ОАРЗ ухудшилось.

27 апреля 2018 года самолет президента «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева из Беларуси. Сам бизнесмен улетел в Украину. 28 апреля на сайте Генпрокуратуры Беларуси появилось сообщение о начатой проверке на ОАРЗ.

Стоит отметить, что «Белспецвнештехника» значился одним из крупных заказчиков ОАРЗ. В частности, спецэкспортер вооружений оказывал услуги в странах Латинской Америки и Африки. С именем «Белспецвнештехники» связана дебиторская задолженность ОАРЗ за ремонтные работы, оказанные Венесуэле.

«Белспецвнештехника», получив в управление ОАРЗ, расширила список предприятий, к которым имеет отношение.

Компания «БСВТ — Новые Технологии» разрабатывает перспективную оптико-электронную технику для широкого спектра вооружений: от стрелкового оружия до зенитных ракетных комплексов.

«Авиационный учебный центр Даймонд» занимается летной подготовкой пилотов из стран СНГ и других регионов по контрактам, заключенным с «Белспецвнештехникой», обеспечивает авиационные работы в интересах министерств и ведомств и выполняет коммерческие полеты по согласованным маршрутам.

Сфера деятельности суданско-белорусского предприятия S&B Aviation Company — модернизация и обслуживание самолетов и вертолетов.

«Белпольлогистикс» оказывает услуги по транспортно-экспедиционной деятельности. Грузовой терминал «Бакуны» занимается перегрузкой, складированием, сортировкой, взвешиванием и экспедированием каменного угля, лесной продукции и других грузов.

В середине лета 2017 года разгорелся скандал вокруг Оршанского авиаремонтного завода. Беларусь хотела наладить производства собственной авиатехники, украинцы – найти рынок сбыта своим двигателям. А Россия – покупать необходимые ей моторы. Но этим планам не суждено сбыться. Попробуем разобраться, почему?

История Оршанского авиаремонтного завода берёт своё начало в далёком 1941 году, когда для обороны Ленинграда был создан 2-й авиационно-ремонтный поезд ВВС Балтийского флота. Он прошёл всю войну, освоил ремонт 33 типов советских и ленд-лизовских самолётов, затем перешёл к работе с новыми реактивными истребителями.

В 1956 году поезд прибыл в Болбасово – где и превратился в стационарный авиаремонтный завод. Долгие десятилетия холодной войны он был ведущим предприятием СССР, занимавшимся ремонтом и обслуживанием советских дальних бомбардировщиков – Ту-16 и Ту-22М.

Ту-16 на постаменте в Болбасово

Распад СССР сильно повлиял на судьбу всех трёх белорусских авиаремонтных предприятий. Оршанский авиазавод, после вывода из Беларуси дальних бомбардировщиков оказавшись перед перспективой закрытия, освоил ремонт различных модификаций вертолетов: Ми-8 (Ми-17) и Ми-24 (Ми-35). Вскоре ОАЗ стал ведущим предприятием республики по ремонту гражданской авиатехники. Специалисты завода работали по всему миру, возвращая в воздух даже те машины, на которых остальные компании ставили крест.

Как и прежде, завод находится в посёлке Болбасово, который административно входит в город Орша. ОАЗ имеет два крупных ангара, общей полезной площадью 11 000 квадратных метров. Бывший военный городок насчитывает 3,5 тысяч жителей.

Дружба с «Мотор сич»

Судьба предприятия резко изменилась, когда его решил купить корпорация «Мотор сич» (Украина). Ещё во времена СССР этот запорожский завод производил половину советских авиационных двигателей! А теперь предприятие является корпорацией мирового уровня. В огромный холдинг входит 12 предприятий с 27 тысячами работников. Подавляющее большинство российских вертолётов по сей день летает именно на украинских двигателях.

Двигатель производства «Мотор Сич»

После завершения сделки в 2013 году у «Мотор Сич» оказалось 60% акций ОАО «Оршанский авиаремонтный завод». 39,7% достались компании «Системы инвестиций и инноваций», которую возглавляет экс-руководитель «Белтехэкспорта» Александр Садовой. Покупка ОАРЗ была обдуманной. В Орше планировали превращать старые модели вертолётов в новейшие модификации МИ-8СМБ с украинскими двигателями. Машины с существенно улучшенными лётными и эксплуатационными качествами должны были продаваться на Украине, в России и в третьих странах. Схема была вполне разумной.

2014 год

После грянувшего в 2014 году переворота в Киеве на Оршанском АРЗ замаячили перемены. Украинские специалисты и инженеры высокого уровня в очередной раз остались не у дел. Ситуацией решило воспользоваться руководство Беларуси. На самом высоком уровне украинские авиастроители и ракетчики приглашались с семьями на ПМЖ в республику. Многие действительно перебрались в Беларусь.

Александр Лукашенко решил сыграть по-крупному. В его планы входило не только начать массовый выпуск авиатехники в Республике Беларусь, но и освоить производство отечественных ракет для комплексов ПВО и РСЗО.

Идея президента РБ была амбициозной, но решаемой. Республика сохранила очень высокий потенциал оборонной промышленности. Белорусская военная электроника и прекрасные шасси МЗКТ – это 2/3 составляющих любой системы ПВО или реактивной системы залпового огня.

МЗКТ-7429-60

Получалось, что шасси и электроника для современных образцов вооружения уже была. Осталось сделать ракеты: зенитные и для РСЗО. По неподтверждённой информации, их и планировали выпускать на оршанском авиазаводе. Как, возможно, и крылатые ракеты. В 1980 – 1987 годах на Харьковском авиазаводе выпускались крылатые ракеты Х-55. На предприятиях Украины сохранилась технологическая документация на эту ракету. А Оршанский авиаремонтный завод в своё время «стыковал» Ту-16 с первыми советскими крылатыми ракетами, для него эта тема – тоже не чужая.

Также белорусско-украинское сотрудничество в оборонной сфере уже включает вполне успешные проекты. ПТУР «Скиф», «Шершень» и «Каракал», комплекс ПВО «Стилет» производятся в Беларуси и Украине.

Китайские «Полонезы»

Однако создать белорусские ракеты, судя по всему, не получилось. Это не помешало Беларуси в 2015 году презентовать отечественную РСЗО «Полонез» с дальностью поражения до 200 км! Вероятнее всего, что прототипом «Полонеза» послужила китайская реактивная система залпового огня Norinco AR3. Ракеты белорусской системы залпового огня с большой вероятностью – тоже китайские. Несмотря на вопросы к целесообразности создания такого вооружения для армии РБ и сомнительную для современности точность (30-50 метров), «Полонез» номинально является грозным дальнобойным оружием.

РСЗО «Полонез»

«Чисто» белорусских комплексов ПВО с ракетами, произведёнными в РБ, как и крылатых ракет мы пока не увидели. Думается, белорусский лидер делал ставку именно на комплекты противовоздушной обороны. Ведь ПВО можно свободно продавать на мировом рынке как оборонительное вооружение и за хорошие деньги.
Белорусский МИ-8

Возможности по капитальному ремонту и глубокой модернизации вертолётов типа МИ-8 были в Беларуси и ранее. Однако для них не хватало важного элемента – двигателя. Выпуском авиационных и вертолётных двигателей эффективно занимается украинская «Мотор Сич», которая и купила оршанский авиаремонтный завод в 2011–2013 годах.

В 2013-2017 годах ОАЗ заявил о выпуске нескольких единиц новейших моделей вертолётов МИ-8 по стандарту Ми-8МСБ. Каким способом были собраны эти вертолёты – история умалчивает. Скорее всего, корпуса были взяты со старых вертолётов или с консервации. Ведь на оршанском авиаремонтном нет и никогда не было возможности сборки новых корпусов вертолётов. Накала страстей по этому поводу в России и российских СМИ не было. Что же поменялось летом этого года?

Ми-8МСБ производства Оршанского авиаремонтного завода

В последние 2-3 года белорусская сторона пробовала лоббировать решение по переносу производства украинских газотурбинных авиационных и ракетных двигателей в Оршу. Это бы ускорило национальную ракетную программу, а также позволило бы обойти взаимные российские и украинские санкции. Но руководство «Мотор Сич» отказалось это делать. При этом себе во вред – ведь российский рынок был для украинской компании крупнейшим. Но политические соображения оказались сильнее.

Импортозамещение состоялось?

Курс на импортозамещение в военной области был объявлен президентом РФ осенью 2014 года. Тогда же компания «Вертолеты России» сообщила, что собраны первые машины полностью из российских деталей без использования украинских запчастей). Речь тогда шла о МИ-8АМТШ-В – новой модификации военных вертолетов МИ-8АМТШ. Но в России пока что чувствуется недостаток подобных двигателей.

МИ-8АМТШ-В российского производства

Также «Объединенная двигателестроительная корпорация» заявила, что до 2020 года будут обеспечены нужны МО РФ по серийному производству двигателей ТВ7-117В (для Ми-38, Ил-114, Ил-112В). Производство последних внутри страны является недостаточным.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что карта импортозамещения в полной мере ещё не разыграна. И российские авиастроители до сих пор испытывают недостаток моторов.

Трёхсторонний конфликт интересов

По логике получалось, что двигатели для вертолётов из Украины в РФ покупать нельзя: санкции. А вот если эти двигатели поставить на якобы белорусские вертолёты – то в принципе уже можно. Возможно, так и происходило некоторое время, ведь в России после ухудшения отношений с Украиной после 2014 года чувствовалась заметная нехватка двигателей для вертолётов.

Полностью обеспечить нужды в вертолётных двигателях России, судя по некоторым публикациям в прессе, удалось лишь в 2017 году. Скорее всего, это и предопределило начало конфликта с ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» сразу с трёх сторон: украинской, российской и белорусской.

Сборка российских вертолётов в Казани

Позиция РФ здесь ясна – можем создавать двигатели сами, зачем покупать их у страны, с которой имеется конфликт?

Беларусь имеет свой интерес: производство, деньги от продажи техники и рабочие места. Если бы не российско-украинский конфликт, Ми-8МСБ, по мнению белорусских экспертов стоящий в 2-3 раза меньше новейших российских аналогов при сопоставимых с ними ТТХ был бы весьма конкурентоспособным на рынке РФ.

А вот что не понравилось украинцам – вопрос открытый. Видимо, они не захотели делиться технологиями с партнёрами, соглашаясь на перенос производства двигателей в Оршу, и не захотели помогать России себе в ущерб. Вероятно, в основе своей это было политическое решение.

Вопрос в том, что сама Украина с невеликим парком вертолётов обеспечить «Мотор Сич» заказами не в состоянии. Потребность украинской армии – от 10 до 50 двигателей в год. При этом возможности «Мотор Сич» и оршанского авиаремонтного завода позволяют делать до 1000 двигателей в год! Более того, часть компонентов для авиационных двигателей украинская сторона получала из РФ.

Подытожим. Потоковой модернизации вертолётов на Оршанском авиаремонтном заводе в ближайшее время не будет. Его затормозил, а затем и прервал конфликт интересов трёх стран. Тем не менее, завод продолжает работать по основному профилю, ремонтируя и модернизируя машины, в основном из Украины, Южной Америки и Африки. Но объём невелик – 6 вертолётов Ми-8МСБ в 2015 году, 10 в 2016 году. Работает завод и по нестандартным заказам – так, на нём был отремонтирован АН-26 для пограничной службы Туркменистана.

2024 lemonmc.ru. Бизнес. Финансы. Интернет. Услуги. Страхование.