Умер летчик-космонавт игорь волк. Отряд космонавтов-испытателей минавиапрома ссср Летчик космонавт волк игорь петрович

Летчик-космонавт, Герой Советского Союза, сторонник экологического движения в СССР и России Игорь Волк скончался на 80-м году жизни 3 января. Игорь Петрович был одним из немногих представителей отечественной политической и научной элиты, поддержавших программу русских экологов и главного редактора журнала "ЭкоГрад" Игоря Панарина на праймериз "Единой России" в 2016 году в Подмосковье, поэтому наша скорбь расставания с великим человеком сильна вдвойне.


«Игорь Петрович был представителем легендарного поколения летчиков-космонавтов - человеком большой силы воли и мужества, профессионалом высочайшего класса, который многое сделал для развития отечественной космической программы и крупных научно-исследовательских проектов», - говорится в сообщении на сайте администрации города Жуковский.
ИЗ ВИКИПЕДИИ:

Игорь Петрович Волк - лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика», полковник запаса (с 1987 г.).

Родился 12 апреля (!) 1937 в городе Змиёв Харьковской области. Занимался в Курском аэроклубе, первый полёт совершил в апреле 1954 года.
В 1956 досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ). С 1956 г. служил лётчиком Бакинского округа ПВО, Азербайджанская ССР, летал на самолётах Ил-28, Ту-16. Вышел в запас в 1963 г. в звании старший лейтенант, с 1987 г. - полковник запаса.
Общий налёт более 7000 часов, из них в испытательных полётах более 3500 часов. С 1965 г. лётчик-испытатель 4-го класса, с 22 июля 1966 г. лётчик-испытатель 3-го класса, с 1969 г. лётчик-испытатель 2-го класса, с 16 ноября 1971 г. лётчик-испытатель 1-го класса. С 1984 г. Космонавт 3-го класса.
В 1963-1965 гг. прошёл обучение в Школе лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института имени Громова (ЛИИ), с 1965 г. на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ. В 1995-1997 гг. работал начальником этого центра, заместителем начальника ЛИИ. Уволился из ЛИИ 26 февраля 2002 г.
За годы работы летал на всех типах отечественных истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолётов. Особое умение проявил в сложных испытаниях различных самолётов на штопор. Первым в мире провёл испытания поведения самолётов на больших закритических углах атаки (до 90°), выполнив фигуру высшего пилотажа «кобра».
Без отрыва от основной работы в 1969 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.
В рамках авиационно-космической программы «Спираль» в мае 1976 года проводил испытания дозвукового аналога орбитального самолёта - МиГ-105.11 (начальный этап).
12 июля 1977 года зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран». В конце 1978 года назначен командиром создающегося отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А» ЛИЦ ЛИИ.
Приказом Министра авиационной промышленности СССР от 23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа 1981 года № 26) в ЛИИ им. М. М. Громова был создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР в составе лётчиков-испытателей: Волк И. П. - командир, Левченко А. С., Станкявичус Р. А. и Щукин А. В. (первый набор).
12 февраля 1982 года ему присвоена квалификация космонавт-испытатель.
Совершил космический полёт (с 17 по 29 июля 1984 года) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая). Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» - «Союз Т-11» (экипаж: Кизим, Соловьёв, Атьков) - «Союз Т-12». Экспедиция посещения вернулась на Землю на КК «Союз Т-11». Продолжительность полёта - 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. Персональный позывной - «Памир-3».


В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал вертолёт и самолёты Ту-154 и МиГ-25 по маршруту Байконур - Ахтубинск - Байконур с целью оценки возможностей пилота после нахождения в условиях невесомости. Как считает сам Игорь Петрович, главной целью его полёта было доказательство возможности космонавта пилотировать «Буран» после работы на орбите, и ему это удалось в полной мере.
И. П. Волк в ходе испытаний проекта «Буран» выполнил пять рулёжек и тринадцать полётов на специальном экземпляре корабля. В 1985 году поднял в небо атмосферный аналог космического корабля "Буран" - БТС-002 и должен был стать командиром экипажа первого космического полёта МТКК «Буран» (совместно с Римантасом Станкявичюсом), однако из-за сложных политических интриг в высших кругах космической и авиационной отраслей первый и единственный полёт был совершён в автоматическом режиме. Огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полёта принадлежит И. П. Волку и его товарищам по отряду ЛИИ им. М. М. Громова.

Проходил подготовку в качестве командира экипажа совместно с Александром Иванченковым. До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.

С мая 1965 года и по 2000-й он находился на летно-испытательной работе в Летно-исследовательском институте в Жуковском. В этом подмосковном городе он и жил. В 1995-1997 годах Игорь Петрович возглавлял Летно-испытательный Центр ЛИИ имени Громова.
Президент Всесоюзной федерации тенниса СССР в 1986-1990 гг.
Президент Федерации любителей авиации с 1988 г.
Член Исполкома «Движения зелёных» с 1989 г.
Первый вице-президент Федерации космонавтики России, председатель Исполкома ФКР в 2003-2005 гг.
С апреля 1990 года являлся членом редакционной коллегии журнала «Крылья Родины».
21 ноября 2013 года подписал открытое письмо президенту с требованием поддержать производство отечественных самолётов.
В мае 2016 г. поддержал программу экологов на выборах и праймериз «Единой России» в Подмосковье.
Герой Советского Союза (29 июля 1984).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 апреля 1997) - за заслуги перед государством, большой вклад в развитие отечественной авиации и космонавтики.
Орден Ленина (29 июля 1984).
Орден Трудового Красного Знамени.
Орден Дружбы народов.
Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность.

Герой Советского Союза Игорь Петрович Волк, летчик-космонавт, заслуженный летчик-испытатель поддержал программу экологов на выборах и праймериз «Единой России» в Подмосковье. В разговоре с главным редактором журнала «ЭкоГрад», участником праймериз по Сергиево-Посадскому одномандатному избирательному округу №125, куда территориально входит город Королев, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика» Игорь Волк отметил, что основные проблемы экологии в современных городах России неразрывно связаны с темой криминала.

Так писал "ЭкоГрад"

Не стало летчика-космонавта, заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Игоря Волка. В этом году, а именно в День космонавтики 12 апреля - ему бы исполнилось 80 лет.

…29 июля 1984 года в казахской степи под Джезказганом приземлился спускаемый модуль космического корабля "Союз Т-11" с космонавтами - командиром корабля Владимиром Джанибековым, космонавтом Светланой Савицкой и космонавтом-исследователем Игорем Волком. На орбите они проработали 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. Сразу после приземления Джанибекова и Савицкую спасатели успешно эвакуировали из спускаемого модуля. А вот, как рассказывают, Игорю Волку пришлось 40 минут висеть на ремнях вниз головой: почему-то сразу не удалось отвинтить металлический ящик с возвращаемым грузом. И Волку пришлось выскальзывать "методом выдыхания". Причем, вспоминал он сам, самое главное было - удержаться после того, как выскользнул, чтобы не удариться головой.

Его иногда называли "Чкалов нашего времени". И не случайно. Он был летчиком-испытателем от Бога, тридцать пять лет отдал летно-испытательной работе в ЛИИ имени Громова. А в 1995-1997 годах возглавлял Летно-испытательный центр ЛИИ.

Волк летал на всех типах истребителей, транспортников и бомбардировщиков. Испытал воздушно-космический самолет, разработанный по проекту "Спираль", проверял машины на штопор, на инерционное взаимодействие и аэродинамику. Первым провел дозаправку истребителя в воздухе. Проводил испытания Су-27 на штопор, "обкатывал" сверхзвуковые МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-27 и многие другие. А 10 ноября 1985 года поднял в небо и провел испытания атмосферного аналога космического корабля "Буран" - БТС-002.

В отряд космонавтов его зачислили в 1978 году. По программе подготовки к полету на нашем космическом "челноке" - "Буране" Игорь Волк отрабатывал системы ручного управления и системы автоматической посадки на Ту-154ЛЛ, оснащенного системой управления "Бурана", а также на Су-7ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, аэродинамические качества которых были приближены к "Бурану".

Невероятно, но факт: после того самого приземления из космоса Волк сразу же провел эксперимент по управлению летающими лабораториями - Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ: он совершил полеты в Ахтубинск и обратно на Байконур! Специалистам важно было оценить возможность пилотирования "Бурана" после длительной работы на орбите…

В одном из интервью он как-то сказал: "Космонавт - это тот человек, который все время стремился в космос, посвятил этому жизнь. А я - летчик. В космос меня отправили, чтобы я получил опыт космического полета. Мне полагалось доказать, что профессиональный летчик после космического полета может успешно выполнить посадку "Бурана". Я это подтвердил".

Без него опустели и небо, и космос, и Земля.

Родился 12 апреля 1937 года в городе Змиёв Харьковской области (Украина). Юность провёл в городах Ворошилов (ныне – Уссурийск) Приморского края и Курск. В 1954 окончил Курский аэроклуб.

В армии с 1954. В 1956 окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. С 1963 – в запасе.

В 1965 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1969 – вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института по специальности «инженер-механик».

С мая 1965 по 2001 – на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области). В 1995-1997 – начальник Лётно-испытательного Центра ЛИИ имени М.М.Громова.

Поднял в небо и провёл испытания атмосферного аналога космического корабля «Буран» – БТС-002. Провёл также испытания самолётов Су-27 и Су-27УБ на штопор; ряд сложных испытательных работ на сверхзвуковых боевых самолётах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-27 и многих других. В 1980-1995 – начальник Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ.

В 1978 был зачислен в отряд советских космонавтов. Проходил подготовку к полётам на кораблях типа "Буран". В 1980 окончил Центр подготовки космонавтов.

Зачислен в отряд космонавтов в 1978 г. Проходил подготовку к полётам на кораблях «Буран». По программе подготовки совершил космический полет (с 17 по 29 июля 1984 г) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая). Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» - «Союз Т-11» (экипаж: Кизим, Соловьев, Атьков) - «Союз Т-12». Продолжительность полёта - 11 дней, 19 часов и 15 минут. В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал самолёт и вертолёт с целью приобретения навыков пилотирования корабля «Буран».

Лучшие дня

До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.

17-29 июля 1984 года совершил космический полёт в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» продолжительностью 11 суток 19 часов (совместно с В.А.Джанибековым и С.Е.Савицкой). Сразу после возвращения из космического полёта на Землю провёл эксперимент по управлению самолётами Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, приближенных по аэродинамическим качествам к «Бурану», совершив полёты в Жуковский и обратно на Байконур с целью оценки реакции пилота при пилотировании «Бурана» после воздействия факторов космического полёта.

За успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту Волку Игорю Петровичу 29 июля 1984 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Жил в городе Жуковский Московской области, в настоящее время живёт в Москве. Возглавляет Российский национальный аэроклуб.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1983), лётчик-космонавт СССР (1984), полковник запаса. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалями.

Почётный гражданин города Калуга.

отклик на интервью с Познером
Ольга 10.04.2011 05:55:23

Очень сильные чувства вызвало ваше интервью.Разделяю с вами боль и тревогу за нашу страну,за мир.Как здорово,что где-то, и даже в России, живут такие умные и сильные люди.Большое Вам спасибо.Ольга.

-
Игорь Петрович Волк родился 12 апреля 1937 года городе Змиёве
(
в 1976-1990 годах - город Готвальд ) Харьковской области Украинской ССР ,
в семье Волка Петра Ивановича (1912 - ? ) , инженера-автомобилестроителя
и
Волк Ирины Ивановны (1913 - ? ) , медицинского работника .
Кроме него
в
семье Волк воспитывалась младшая сестра Игоря Петровича -
Годлевская
( в девичестве - Волк ) Галина Петровна (1940-го года рождения ) ,
фармацевт , в настоящее время - на пенсии .
-

Игорь Волк учился в семилетней школе № 1 города Змиёва и средней школе № 14
в городе Ворошилове
( с 29 ноября 1957 года – город Уссурийск ) Приморского края .
-
В 1954 году он окончил среднюю школу № 5 в городе Курске .
-
Одновременно
с учебой в школе
Игорь Волк занимался в Курском аэроклубе ,
где получил первые навыки самостоятельного управления самолётом .
Свой первый полёт на самолёте он совершил в апреле 1954 года.
-
В 1954 году Игорь Петрович Волк был призван на действительную службу в Вооружённые силы СССР в связи с поступлением в Кировоградское Военное авиационное училище лётчиков , которое он окончил досрочно в 1956 году,
пройдя весь курс обучения за два года
с присвоением
воинского звания "лейтенант"
.
-

По окончании училища он был направлен для прохождения дальнейшей службы
в Азербайджанскую ССР в Бакинский округ противовоздушной обороны .
Проходя службу в этом округе лётчик , лейтенант
И.П. Волк летал на реактивном фронтовом бомбардировщике Ил-28 и на тяжёлом двухмоторным
реактивном многоцелевом самолёте Ту-16
.
-
В 1963 году старший лейтенант
И.П. Волк был уволен из Вооружённых сил СССР в запас
в связи с поступлением в Школу лётчиков-испытателей Летно-исследовательского института
(ЛИИ ) Министерства авиационной промышленности СССР.
-
По окончании школы в 1965 году он был принят на работу в Летно-испытательный центр
Лётно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности СССР
(ЛИЦ ЛИИ МАП СССР , город Жуковский Московской области ) на должность
лётчика-испытателя
.
-
В 1969 году Игорь Петрович Волк окончил вечернее отделение филиала Московского
Авиационного института имени Серго Орджоникидзе
в городе Жуковском
Московской области
по специальности "инженер-механик" .
-

Игорь Петрович Волк освоил все типы современных отечественных самолётов истребительного , военно-транспортного и бомбардировочного назначения .
Им был выполнен цикл работ
по отработке различных систем автоматического управления полётом , а также по доводке опытных и модифицированных
силовых установок
.
Он проводил испытания самолётов
на штопор и на больших углах атаки , на инерционное
взаимодействие
, прочность , аэродинамику и динамику полёта .
-

И.П. Волк провёл ряд исследований по дозаправке истребителей в воздухе , а также
целый комплекс важных и сложных испытаний и экспериментов , среди которых испытания на штопор многоцелевых всепогодных истребителей четвёртого
поколения Су-27
и Су-27У .
-

В 1968 году он поднял в небо и провёл испытания лёгкого сверхзвукового фронтового истребителя третьего поколения МиГ-21 И/2 .
-
И.П. Волк провёл ряд сложных испытательных работ на самолётах-истребителях ;
исследования аэродинамического характера на критических режимах на самолётах
МиГ-21
, МиГ-23 , МиГ-25 , Су-7 ; отработку маневрирования Су-15 на сверхзвуке

(
в 1971 году ) , испытания опытных двигателей на самолётах МиГ-21 , МиГ-23, Су-9 , Су-11 ,
Су-15 ; испытания самолёта Су-15 с наплывами на штопор
( в 1973 году ) ;
самолётов Су-27 и Су-27УБ на штопор и критические углы атаки .
-

-
Космическая подготовка :
Игорь Петрович Волк входил в группу лётчиков-испытателей изделия "105.11"
(дозвукового аналога экспериментального пилотируемого орбитального самолёта -
ЭПОС
)
, разрабатывавшегося в 1970 годах в Московском Конструкторском бюро имени
А.И. Микояна
в рамках создания авиационно-космической системы "Спираль" .
Кроме
И.П. Волка в группу входили : Фастовец Авиард Гаврилович , Федотов Александр Васильевич , Остапенко Пётр Максимович , Меницкий Валерий Евгеньевич
и Урядов Василий Евгеньевич .
-
По программе испытаний
изделия "105.11" (ЭПОС ) И.П. Волком были выполнены :
22 октября 1976 года - десятая скоростная пробежка изделия продолжительностью
2 минуты 15 секунд ;
23 октября 1976 года - седьмой подлёт изделия продолжительностью
2 минуты 44 секунды .
-
12 июля 1977 года Приказом Начальника Лётно-исследовательского института № 630
Волк Игорь Петрович был зачислен в группу специальной подготовки по программе подготовки к космическому полёту на космическом корабле многоразового
использования "Буран"
, работы по созданию которого велись в нашей стране
полным ходом
.
-
3 августа 1978 года после тщательного обследования
И.П. Волк получил положительное
заключение Главной медицинской комиссии
.
- -
1 декабря 1978 года Решением Государственной Межведомственной комиссии он
был отобран
в качестве кандидата в космонавты по программе "Буран" .
-
1 февраля 1979 года Приказом Министра авиационной промышленности СССР № 34

Игорь Петрович Волк был зачислен в головную группу лётчиков-испытателей № 1
комплекса "А" Лётно-исследовательского института
с целью подготовки по теме 11Ф35
(космический корабль многоразового использования "Буран" ) с назначением
на должность Командира группы .
-
С апреля 1979 по декабрь 1980 года он проходил общекосмическую подготовку в Центре
подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина методом сборов
в составе группы , по
окончании которой 30 июля 1980 года Решением Государственной Межведомственной
комиссии
И.П. Волк был рекомендован для зачисления в группу
космонавтов-исследователей
.
-
26 сентября 1980 года Приказом Министра общего машиностроения СССР № 345 включён
в состав отряда космонавтов-исследователей
(без указания названия отряда - прим . ) .
-
10 августа 1981 года Приказом Начальника Лётно-исследовательского института № 26
Волк Игорь Петрович был зачислен в созданный , на основании Приказа
Министра авиационной промышленности СССР № 263 отряд космонавтов-
испытателей
ЛИИ МАП .
-
После сдачи всех экзаменов
по общекосмической подготовке Решением
Межведомственной квалификационной комиссии
от 12 февраля 1982 года
Волку Игорю Петровичу была присвоена квалификация
"космонавт-испытатель"
.
-
Учитывая особую сложность первых испытательных полетов "Бурана"
, который
являлся принципиально новым воздушно-космическим пилотируемым кораблем
, было
принято беспрецедентное решение
:до полёта на "Буране" его будущие командиры должны были получить опыт реального космического полёта .
-
С сентября 1982 года
Игорь Петрович Волк проходил подготовку к космическому полёту
в составе основного экипажа третьей экспедиции посещения на долговременную
орбитальную станцию "Салют-7"
с
Леонидом Денисовичем Кизимом
и Вл адимиром Алексеевичем Соловьевым .
-

-
В мае 1983 года
И.П. Волк был выведен из экипажа в связи с изменением программы
полётов
на долговременную орбитальную станцию "Салют-7" .

С 26 декабря 1983 года Игорь Петрович Волк проходил непосредственную подготовку
к полёту на космическом корабле "Союз Т" по программе экспедиции посещения ,
вместе с
Владимиром Александровичем Джанибековым
и Светланой Евгеньевной Савицкой .
-
Свой единственный космический полёт Игорь Петрович Волк
совершил с 17 по 29 июля
1984 года в качестве космонавта-исследователя
"Союз Т-12 " и экспедиции посещения
Долговременной орбитальной станции "Салют-7" , вместе с Владимиром Александровичем Джанибековым и Светланой Евгеньевной Савицкой .
-


-
Продолжительность полёта составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд .
Позывной
:
"Памир-3" .
-
Во время полёта на станцию "Салют-7"
И.П. Волк провёл эксперимент "Пилот" .
В бытовом отсеке корабля "Союз Т-12" были смонтированы имитаторы пультов и ручки
управления орбитальным кораблём "Буран"
.
И.П. Волк занимался оценкой пилотирования многоразового корабля в первые дни
полёта
, то есть в период острой адаптации к невесомости .
-
Сразу после возвращения
из космического полёта на Землю целью оценки реакции
пилота
при пилотировании "Бурана" после воздействия факторов космического полёта
Игорь Петрович Волк совершил полёт в Жуковский на самолёте Ту-154ЛЛ и на аэродроме
ЛИИ переодевшись
в высотный костюм возвратился на Космодром Байконур
на самолёте МиГ-25ЛЛ.
-
Дальнейшая космическая подготовка :
С 1984 года И.П. Волк занимался отработкой системы ручного управления и системы
автоматической посадки
на самолёте-лаборатории Ту-154ЛЛ , оснащённом системой управления кораблём "Буран" , а также на самолётах-лабораториях Су-7ЛЛ и МиГ-25ЛЛ , аэродинамические качества которых были приближены к многоразовому транспортному космическому кораблю "Бурану" .
-

Руководством Министерства авиационной промышленности СССР и Лётно-
исследовательского института
Игорь Петрович Волк планировался в первый
экипаж космического МТКК "Буран"
.
-
Он проходил подготовку
в качестве Командира экипажа вместе со вторым пилотом , космонавтом-испытателем ЛИИ имени М.М. Громова
Римантасом-Антанасом Антано Станкявичюсом ( до его трагической гибели 9 сентября 1990 года - прим. ) ; бортинженером ,
космонавтом-испытателем Научно-производственного объединения "Энергия"
Александром Сергеевичем Иванченковым и вторым пилотом , космонавтом-
испытателем ЛИИ имени М.М. Громова
Магомедом Омаровичем Толбоевым .
-


-

-
И.П. Волк выполнил пять первых рулёжек по взлётно-посадочной полосе в качестве командира и двенадцать полётов на специальном самолёте-аналоге корабля "Буран" для горизонтально-лётных испытаний ОК-ГЛИ (БТС-02 ) в качестве командира
и второго пилота :
-

РУЛЁЖКИ:
порядковый
номер
дата достигнутая скорость
(км/ ч)
экипаж примечание
1 29.12. 1984 45 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс

Зафиксированы неполадки в СУ-35 (цифровой электродистанционной системе управления)
и РС-3

2 02.08. 1985 200 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс

Проверка системы управления при движении по ВПП с выполнением змейки при включенной системе управления передней стойкой шасси (на скорости 30…40 км/час); проверка торможения (на скорости 100 км/час) с нагрузкой на основные стойки шасси, затем разворот и разгон до максимальной скорости и торможение с использованием тормозных парашютов

3 05.10. 1985 270 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс

Разрушение пневматика (покрышки) внешнего колеса левой основной стойки шасси при торможении из-за движения юзом

4 15.10. 1985 300 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс

Рулёжка с поднятием носа самолета. Максимальная скорость была равна скорости отрыва

5 0 5.11. 1985 170 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Последняя рулёжка
-
ПОЛЁТЫ:
порядковый
номер полёта
дата время полёта
(в минутах)
экипаж примечание
1 10.11. 1985 12 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Скорость отрыва
330 км/час.
На скорости 450 км/час совершается ряд плавных маневров с переменными амплитудами для проверки характеристик устойчивости и управляемости.
Максимальная скорость 480 км/час, высота 1500 м, удаление от ВПП 37 км.
При заходе на посадку использовалась тяга двигателей, снижение по пологой глиссаде с наклоном 3°.
В полетном заключении И.П. Волк написал:
"Корабль плотно сидит в воздухе, устойчив в наборе высоты и в снижении. Заметных дестабилизирующих моментов при уборке и выпуске шасси не наблюдалось" .
2 03.01. 1986 35 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Взлет в 14:18 ДМВ.
Максимальная скорость 520 км/час, высота 3000 м.
Посадка в 14:53 ДМВ
3 27.05. 1986 23 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Максимальная скорость 540 км/час, высота 4000 м.
Полет с самолётами сопровождения Л-39
и Ту-134
4 11.06. 1986 22 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Начало отработки штатной посадки по крутой глиссаде.
Вначале планирование выполнялось в ручном режиме управления,
затем поканально включали автоматическое.
Максимальная скорость 530 км\час.
Высота 4000 м.
В полете БТС-02 сопровождался Ту-134
и впервые ЛЛ МиГ-25 СОТН
7 10.12. 1986 24 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Максимальная высота
4300 м.
Отключение автоматики перед самым касанием
8 23.12. 1986 17 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Максимальная высота
4300 м.
С помощью автоматических режимов посадки дошли
до касания ВПП основными колесами -
это можно считать первой автоматической
посадкой, хотя пробег был выполнен
при ручном управлении
10 16.02. 1987 28 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Начиная с включения автоматики в ключевой точке и до полной остановки на ВПП,
лётчики никаких действий по управлению не выполняли.
Официально первая полностью автоматическая посадка с высоты 4000 м.
12 25.06. 1987 19 Р.-А.А. Станкявичюс
И.П. Волк
Автоматическая посадка
с высоты 4900 м.
13 05.10. 1987 21 А.В. Щукин
И.П. Волк
Автоматическая посадка
с высоты 4900 м.
15 16.01. 1988 22 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Автоматическая посадка
с высоты 4000 м.
Самолет сопровождения Ту-134 (бортовой N187)
пилотировал М.О. Толбоев
(полет продолжался 51 мин.),
самолет с бортовым № 6809 (предположительно Л-39)
пилотировал
В.В. Заболоцкий
(полёт продолжительностью
45 мин.)
18 04.03. 1988 18 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Автоматическая посадка
с высоты 3900 м.
СОТН (МиГ-25 с бортовым N0578) пилотировал
М.О. Толбоев (продолжительность полета 31 мин.), второй самолет сопровождения - спарку Су-17 (бортовой № 6119) пилотировал
В.В. Заболоцкий (продолжительность полета 37 мин.).
24 15.04. 1988 19 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Автоматическая посадка
с высоты 4000 м.
Последний полёт.
Самолёт сопровождения (борт./№ 6809, предположительно Л-39) пилотировал
В.В. Заболоцкий

-
В 1987 году Волку Игорю Петровичу было присвоено воинское звание
"полковник запаса"
.
-
Приказом Министра авиационной промышленности СССР
, в феврале 1987 года
Игорь Петрович Волк был назначен на должность Начальника Отраслевого
комплекса подготовки космонавтов-испытателей
(ОКПКИ ) .
-


-
С 1995-го по 1997 год он работал в должности Начальника Лётно-испытательного

заместителя Начальника ЛИИ
и одновременно являлся Президентом авиакомпании
ЛИИ имени М.М. Громова
.
-
26 февраля 2002 года
Игорь Петрович Волк уволился из ЛИИ в связи с уходом на пенсию .
-
Классность :
За время лётной работы общий налёт И.П. Волка составил более 7000 часов ,
в том числе налёт в испытательных полётах - более 3500 часов .
-

Летчик-испытатель 4-го класса
(
с 1965 года ) ;
Летчик-испытатель 3-го класса
( с 22 июля 1966 года ) ;
Летчик-испытатель 2-го класса
(
с 1969 года ) ;
Летчик-испытатель 1-го класса
(
с 16 ноября 1971 года ) ;
Космонавт 3-го класса
(
с 1984 года ) .
-
Общественно-политическая деятельность :
С 1984-го по 1987 год
Игорь Петрович Волк был Депутатом Жуковского Горсовета .
-
С 1986-го по 1990 год он являлся Президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР .
-
В 1988 году И.П. Волк был избран Президентом Федерации любителей авиации.
-
С 1989 года он являлся членом Исполкома "Движения зеленых" .
-
В 1999 году И.П. Волк выдвигался кандидатом в Государственную Думу Федерального
собрания Российской Федерации 3-го созыва
по Люберецкому одномандатному
избирательному округу № 107
от Партии пенсионеров , но был снят с регистрации .
-

Он был кандидатом
в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации 3-го созыва по Коломенскому одномандатному избирательному округу
№ 106
на дополнительных выборах 18 марта 2001 года.
Набрал
3, 72% голосов .
-
С июня 2003 года по 29 марта 2005 года
Игорь Петрович Волк являлся первым
Вице-президентом Федерации космонавтики России
(ФКР )
,
Председателем исполкома ФКР .
-
Он входил
в инициативную группу "Зелёный мир" , продвигающую проекты
биоагроэкополисов
.
-
Игорь Петрович Волк был избран Президентом Международной ассоциации
"Земля и космонавтика"
.
В рамках работы этой ассоциации был создан общественный фонд "Дети и авиация" ,
целью которого является создание города будущего для развития авиации .
Этот проект был представлен
Игорем Петровичем в декабре 2016 годав Болгарском
городе Пловдиве
и был поддержан избранным 13 ноября 2016 года Президентом Болгарии
Руменом Радевым , генерал-майором запаса , бывшим Командующим ВВС
Болгарии
, являющимся к тому же давним другом и товарищем
Игоря Петровича .
К сожалению , визит
Игоря Петровича Волка в Болгарию стал последним в его жизни .
-
Игорь Петрович Волк был увлечён пилотированием спортивных самолётов ,
горными лыжами , путешествиями на автомобиле ; любил балет ; мастерски играл
в большой теннис : он участвовал в командных турнирах проводимых в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина .
-
С апреля 1990 года он являлся членом редакционной коллегии журнала
"Крылья Родины"
.
-
21 ноября 2013 года
И.П. Волк подписал открытое письмо Президенту России
с требованием поддержать производство отечественных самолётов .

С июня 2009 года Игорь Петрович также являлся Президентом Культурно-
просветительского Некоммерческого партнёрства
и Председателем
Совета партнёрства "Земля и космос Германа Титова"
.
-
И.П. Волк - автор книги "Цель - 2001 год . Авиационная и космическая техника мира"
(
в соавторстве с Валерием Анисимовым ; г. Москва, издательство "Пресс-авиа", 1991 год ) .
-

этой книги в сети нет!
-
Игорь Петрович Волк - автор предисловия к книге
"Бураном сожжённые"
(автор книги - Мельников Николай Сергеевич
, Действительный член Российской
Академии естественных наук
, Доктор технических наук , Профессор ,
заведующий Кафедрой "Управление и навигация самолетов" Московского Авиационного
института имени Серго Орджоникидзе, один из технических руководителей программы
создания космического корабля многоразового использования "Буран"
) .
-
открыть ссылку
-
Будучи активным сторонником экологического движения в СССР и России

он оказывал активную поддержку экологическим проектам журнала "ЭкоГрад"
,
а в мае 2016 года поддержал программу экологов на выборах и праймериз
Партии "Единая Россия"
в Подмосковье .

-
Награды :
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1974 года
,
За вклад в испытания и исследования новой авиационной техники , лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности СССР
Волк Игорь Петрович был награждён орденом Трудового Красного Знамени .
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1983 года ,
За многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний
и исследований новой авиационной техники
, лётчику-испытателю Лётно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности СССР
Волку Игорю Петровичу было присвоено звание
"Заслуженный лётчик-испытатель СССР"
.
-
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года
,
"За осуществление космического полёта на корабле "Союз Т-12" и орбитальной
станции "Салют-7" и проявленные при этом мужество и героизм"
,
лётчик-космонавт
Волк Игорь Петрович был удостоен звания
Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина
и медали "Золотая Звезда"
(№ 11515 )
.
-
Указом Президента Российской Федерации № УП-1275 от 30 декабря 1990 года
"За заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой космической системы" "Энергия - Буран" , лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института имени
М.М. Громова Министерства авиационной промышленности СССР
Волк Игорь Петрович был награждён орденом
Дружбы народов .
-
Указом Президента Российской Федерации № 342 от 11 апреля 1997 года
"За заслуги перед государством , большой вклад в развитие отечественной
авиации и космонавтики"
Начальник Лётно-испытательного
центра Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова -
заместитель Начальника ЛИИ
Волк Игорь Петрович был награждён

орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени
.
-
Указом Президента Российской Федерации № 436 от 12 апреля2011 года
""За большие заслуги в области исследования , освоения и использования
космического пространства
, многолетнюю добросовестную работу , активную общественную деятельность"
Герой Советского Союза ,
Лётчик-космонавт СССР
Волк Игорь Петрович был награждён
медалью "За заслуги в освоении космоса"
.
-


открыть ссылку
-
Совместным Решением Г убернатора и Правительства Московской области
Волк Игорь Петрович был награждён Почётным знаком
Московской области " За полезное"
.
-
Международный А виационно-космический союз наградил
И.П. Волка
Золотой звездой Вернадского I степени
.
Как и знак "За полезное" эта награда была вручена
Игорю Петровичу 12 апреля
2007 года в Доме учёных Центрального аэрогидродинамического института
в городе Жуковском Московской области
, в честь Дня космонавтики
и в честь 70-летия со Дня его рождения
.
-
В августе 1995 года Международная лётно-исследовательская корпорация США
наградила
Игоря Петровича Волка призом "Revoredo Trophy" .
Он стал первым в нашей стране
(и одиннадцатым в мире ) авиатором , награжденным
этим редким призом
.
На постаменте богато украшенного приза выгравированы слова
:
"Игорю Волку, человеку большого мужества и героизма, выдающемуся
лётчику-испытателю - за вклад в расширение горизонтов передовых технологий
мирового авиастроения
.
Его знаменательные достижения в космическом полёте вошли яркой
страницей в анналы мировой авиации"
.
-

-

Космос словно преследовал его

Он родился в 1937 году, в день, когда страна отмечала годовщину первого Коммунистического субботника. Спустя десятилетия день его рождения станет знаменательной датой для всего мира - не из-за самого Волка, конечно, а потому, что это 12 апреля. Потом для Игоря Волка в этом даже будут видеть мистическое предопределение.

Сначала ему доверили испытать в атмосфере прототип советского многоразового космического истребителя «Спираль». Эта машина не добралась до орбиты, а Волк стал командиром ее наследника - «Бурана». Именно в рамках подготовки работы на этом корабле Игорь Волк и совершает свой полет в космос.

Истина рождается в небе

При этом сам Игорь Петрович считал себя именно летчиком-испытателем, а не космонавтом.

О полученном за полет на орбиту звании Героя Советского Союза шутил, что самому, мол, странно: столько было важной летно-испытательской работы, а звание получил за удовольствие.

Работу летчиков-испытателей недаром называют исследованием. Летать им чаще приходится не на новейших опытных самолетах, а на перепроверенных, давно стоящих на вооружении, всем понятных машинах, но при этом летать по-новому, так, как еще никто не летал.

Спросить после полета «Как вы вошли в этот закритический режим?» иногда бывает уже не у кого. Потому что летчик просто не успел катапультироваться. Недаром говорят, что инструкции в авиации пишутся кровью.

Зато у последователей появляется четкое представление, как и почему делать нельзя. А суть исследовательской работы испытателей заключается именно в том, чтобы проверить на себе, как пойти туда, куда нельзя, чтобы стало можно. Истина рождается в небе, вдалеке от теорий.

Один очень известный и заслуженный летчик-испытатель сказал об Игоре Волке: «Он ведь ни разу не катапультировался. У меня, например, было. Хотя по краю мы ходили примерно одинаково». Это не значит, что тот, кто катапультировался - хуже. Это может значить, что Волк поступал... иначе. Вот это «иначе»было у Игоря Петровича Волка во всем - в характере, в жизни, в работе. Он был человеком своего «летно-испытательского» круга и одновременно немного другим. Лучшим.

«Из клубов огня, дыма и пыли от движущегося самолета выбежал волк!»

Анатолий Николаевич КВОЧУР

Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой России

Сказать, что Игорь Петрович очень сильно выделялся из нашего круга, недостаточно. Правильнее сказать: он такой был один - Игорь Волк.

В нем сочетались такие, казалось бы, несовместимые качества, как мощнейший интеллект, интуиция и огромная физическая сила - с другой стороны. Расчетливость, хладнокровие и при этом дерзость, даже рискованность в полете. Говорят: умный в гору не пойдет... Так вот, Волк был умным и мог. При этом он никогда не искал бессмысленного риска и постоянно работал над собой.

В нашем деле мало иметь хорошее образование. Самолет можно знать, но не чувствовать его. А можно чувствовать, но не знать - и это нехорошо. Нужно и знать, и чувствовать - Игорь Петрович был таким. В общем, человек-глыба, гигант летного дела.

Однажды летал он на чужом аэродроме, который не относится к Летно-исследовательскому институту.

Выполнял какие-то исследовательские заходы на посадку. Сделал подряд 13-14 заходов. А на последнем в силу ряда факторов забыл выпустить шасси. Аэродром чужой, почему-то на земле не было полной команды, которая должна контролировать все этапы полета, особенно взлет и посадку - выпуск шасси, механизации крыла и т. д. Так и приземлился...


До сих пор помню строчку из докладной техника, наблюдавшего посадку: «...из клубов огня, дыма и пыли от движущегося самолета выбежал волк!» Он от волнения «Волк» с маленькой буквы написал.

А Игорь Петрович, едва самолет чиркнул брюхом по бетону полосы, сразу сообразил, что делать. Во-первых, увел машину на грунт: на бетонке она бы сразу загорелась.

Далее, во всей этой тряске и биении о грунт, пока самолет скользил, останавливаясь, он успел отстегнуть ремни, все системы костюма, открыть фонарь и выпрыгнуть из кабины. Вот это была его реакция, его способность мгновенно оценить обстановку и принять решение. Хотя, когда говорят «летчик принимает решение», это не совсем корректно. Принимать решение можно на совещании. Летчики решение находят, иногда на подсознательном уровне.

При этом Волк ведь ни разу не катапультировался. Это особые способности - что-то, наверное, большее, чем талант...

В первой половине 1980-х проводили испытания нового тогда Су-27 на большие углы атаки и штопор. Машина, конечно, уникальная, но если ее загнать в штопор, она уникальна еще и тем, что не очень любит из него выходить.

Игорь Петрович владел знаниями и опытом для испытаний на большие углы атаки, сваливание и штопор практически всех марок и типов самолетов, которые были в то время в стране. Именно он проводил штопорную программу на Су-27, в процессе которой впервые выполнил так называемое динамическое торможение, «поставив самолет на хвост». До того считалось, что подобное грозит потерей управляемости, но Су-27 с Волком в кабине оказался на это способен. А теперь этот маневр Волка широко известен под названием «кобра». Он и мне допуск к подобным работам дал.


Причем к летным испытаниям на штопор вывез на МиГ-23, который был самым сложным в этом смысле самолетом - его даже великие профессионалы иногда оставляли перед самой землей.

Такие испытания требуют глубоких знаний, концентрации сил, хладнокровия, самоотдачи. А ведь тогда таких стендов и тренажеров, как сейчас, на которых можно смоделировать любой летательный аппарат и конкретные режимы полетного задания, не было. Все постигали практикой да опытом старших.

Если говорить о «Буране» - беспрецедентный уровень ответственности и неизвестности. Именно Волк и должен был эти испытания возглавить, и возглавил. Ведь когда он в рамках этой программы на «Союзе» в космос стартовал, у него пульс всего на два удара от его нормы изменился. И это человек первый раз в космос летел!

У меня с космосом связано свое воспоминание. Когда я заканчивал школу летчиков-испытателей, Игорь Петрович Волк, которого я считал и сейчас считаю великим испытателем, предложил мне, мальчишке, пойти в его «бурановский» отряд.

Не сложилось по разным причинам, но я был в восторге от этого предложения. Не потому, что это работа, связанная с космосом, - к этому я достаточно индифферентно относился. А потому, что это был Волк. Я тогда сказал, что у меня может здоровья не хватить, - он ответил, что ему нужны не столько здоровые, сколько... какие-то другие люди. Он действительно имел это право - моральное и профессиональное - примерять людей под свои личные стандарты. А стандарты у него были очень высоки.

«Именно он проводил штопорную программу на Су‑27, в процессе которой впервые выполнил так называемое динамическое торможение, „поставив самолет на хвост“. До того считалось, что подобное грозит потерей управляемости, но Су‑27 с Волком в кабине оказался на это способен. А теперь этот маневр Волка широко известен под названием „кобра“»

«Напорист, резковат и справедлив»

Алексей Сергеевич БОРОДАЙ

Летчик-испытатель 1-го класса, космонавт-испытатель, полковник ВВС

В начале 1980-х мы с Игорем Петровичем Волком готовились к полетам на «Буране». Начали летать в Жуковском на самолетах-лабораториях Миг-25 и Ту-154.

Два отряда: наш - «военный», от 8-го НИИ ВВС имени В.П. Чкалова под командованием Ивана Бачурина, и «гражданский» -

От Летно-исследовательского института имени М.М. Громова, которым командовал Волк.

Игорь Петрович - конечно, яркая личность. Запомнился такой эпизод. Так получилось, что из нашего отряда остались только Бачурин и я. Остальные в процессе тренировок по разным причинам выбыли. Наконец, наступает пора лететь на атмосферном аналоге «Бурана». И тут врачебная комиссия притормозила и Бачурина. Мне надо лететь, а не с кем.

На совещании решили, что вторым со мной полетит Волк. А Игорь Петрович вдруг выдвигает условие: я Бородая должен проверить лично. Это при том, что на Ту-154 по бурановской глиссаде мы с ним сделали несколько полетов. До нас по таким траекториям никто не летал. Вроде бы, мог он уже понять, что за летчик сидит рядом. Но - таков Волк.

Назначил он полет на МиГ-25. На этой машине мы с ним в одной кабине еще не летали. Имитировали посадку на «Буране» при отказе пилотажно-навигационных приборов. О моей работе он в итоге отозвался положительно, был готов со мной лететь на аналоге корабля, но тут выписали из госпиталя Бачурина, и летали мы уже с ним.


Игорь Петрович, вообще, резковат, напорист, мог давить своим авторитетом собеседника. Но все, чего он добивался, было справедливо, по делу. Просто такая особенность характера.

Мы ведь с Волком из разных ведомств, а это - немного разная школа, разный подход. Приходилось сталкиваться в спорах по техническим вопросам. Например, тот или иной прибор: Бачурин и я, как военные, за одну индикацию, он со своей командой - за другую. Высотомер - двухстрелочный или однострелочный? Тоже разногласия.

Судьей для нас выступал генерал Степан Анастасович Микоян, заместитель главного конструктора КБ «Молния», которое и создавало «Буран». И он - может, потому, что сам человек военный, чаще нас поддерживал. Однако если уж Волк упрется, то и Микояну было спорить бесполезно. Но это только по таким специальным вопросам споры. А враждебности не было никогда - в обычной жизни только самые теплые отношения.

«Волк даже ждал отказа техники»

Владислав Митрофанович СЫСОЕВ

Руководитель полетов 1-го класса ЛИИ, отличник воздушного транспорта

Мне кажется, Игорь Волк, возможно, неосознанно, всегда даже ждал отказа техники, заранее проигрывая ситуацию - как из нее выйти. При том, что ведь начинал он в военной авиации, а у строевых летчиков инструкция однозначна: отказал двигатель, особенно у земли, - немедленно катапультироваться и точка.

У нас в Летно-исследовательском институте руководителем полетов был его друг, с которым он еще в армии служил. Он-то разрешал Волку после выполнения задания зайти на посадку с имитацией отказа двигателей. Вот они вместе и разработали методику бездвигательных посадок для всех типов самолетов.

В воздухе что угодно может произойти. Но на то он и испытатель - войти в неизведанное и попытаться из него выйти. Не знаю, с помощью какого чутья Игорь Петрович этот путь прошел. Наверное, это у него и профессиональное, и врожденное одновременно. Но так родилась настоящая школа, которая потом преподавалась новому поколению летчиков.

А тот сказал: «Почему меня? Вон есть Волк, который постоянно без двигателей садится - ему это как манна небесная. Он все может. Его и берите»

Он выполнял сложнейшие заходы на посадку даже в плохих метеоусловиях, невзирая на запреты руководителей. Были нарекания даже по партийной линии - мол, Волк отклоняется от выполнения основной программы. На самом деле, она им всегда выполнялась полностью. А вот посадка - здесь у него была своя «программа».

Когда искали человека, который мог бы возглавить испытания «Бурана», Игоря Петровича поначалу, возможно, сочли слишком своенравным и предложили эту работу другому летчику. А тот сказал: «Почему меня? Вон есть Волк, который постоянно без двигателей садится - ему это как манна небесная. Он все может. Его и берите».


«На сверхмалой высоте»

Леонид Степанович ПОПОВ

Заслуженный штурман-испытатель СССР, Герой России

В начале 1970-х я учился в школе летчиков-испытателей на штурманском отделении в Летно-исследовательском институте. Игорь Петрович уже был летчиком-испытателем, но считался молодым - он пришел в 1965-м.

У нас тогда поняли, что надо уметь воевать на истребителе на высоте не выше 30 метров. Так самолет становился почти

Недосягаемым для зенитных комплексов. Но когда самолет так низко летит, например над пустыней, за ним поднимается шлейф песка выше полета самого истребителя.

У летчика перед глазами все размыто из-за скорости, а земля при этом совсем близко. Пролет на сверхмалой высоте был качественным скачком в боевой авиации. Но уж очень это опасное дело.

Однажды выпало нам с Волком лететь вдвоем. Уже идем на базу. Вдруг он мне: «Хочешь, покажу, что такое сверхмалые высоты?» Шли мы над лесом, как раз напротив солнышка. И он начинает снижаться...

Уже 70 метров, 50, 30! И вдруг смотрю: лес, который на таких высотах представляет большую угрозу, виден необыкновенно хорошо - высвечивается встречным солнцем до последнего кустика. Каждое деревце, каждый столб линии электропередачи подсвечены. И сами провода четко видны, а они и есть главная опасность. При этом глаза солнце не слепит.

Тут он говорит: «Ну, понял, как надо летать эти режимы, чтобы было безопасно?» Раз он мне это так уверенно показал, значит, уже отработал, причем вне своей утвержденной программы испытаний.

Это и есть подход испытательский - тот самый полет «вблизи края». Но заранее продуманный до деталей.

Здесь работали не только теоретические знания и интуиция Волка. Он жадно усваивал те обрывки информации, что проскальзывали в разговорах опытных пилотов, которые вели такие исследования. Его бесшабашность, которую многие замечали, на самом деле была точным расчетом.

Его называют «королем бездвигательных посадок». Это верно. Ведь испытатель имеет дело с опытными машинами.

Особенно ценными. Случилось что на таком самолете, ты катапультировался - а его при этом можно было посадить. Другого-то такого могут уже и не сделать. Сегодня опытный самолет стоит дороже, чем если бы он весь был сделан из чистого золота. Поэтому инструкции, как сажать самолет с заглохшими двигателями, для летчиков-испытателей существуют.

Даже для однодвигательных машин. Только ведь появлялись эти инструкции во многом благодаря именно Игорю Петровичу.

«Пятерки» в летной книжке вместо «приговора на эшафот»

Александр Юрьевич ГАРНАЕВ

Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, Герой России

В феврале 2001 года, будучи командиром отряда летчиков-испытателей № 1 Летно-исследовательского института, я получил от руководства строгий наказ: слетать на проверки техники пилотирования и крайние режимы с Игорем Волком и «зарубить» его как профессионально непригодного. Что за конфликты тому предшествовали - об этом говорить не будем.

Слетал я с ним на разнотипных миговских спарках два проверочных полета. Игорь Петрович в тот момент был уже в более чем преклонном возрасте для активного испытательного летания.

Но меня тогда больше поразила даже не его по-прежнему уверенная, по-испытательски дерзкая и очень точная манера пилотирования, особенно при выводе из самых злых штопоров. И до, и после полетов мурашки бежали по спине от его какого-то затравленного «волчьего» взгляда.

Ведь он, конечно, знал, что ко мне, как к «злому» инспектору, у которого никакие прежние заслуги в расчет не принимаются, его посылают «за приговором на эшафот».

Итогом этих полетов стало то, что всех «заказчиков» я твердо послал куда подальше, что потом принесло мне кучу проблем. Но я не дрогнувшей рукой проставил в его летной книжке все «пятерки». Он на самом деле им соответствовал!

Игорь Петрович после этого в Летно-исследовательском институте больше не летал - ушел на пенсию с почестями и гордо

Поднятой головой. Теперь, когда его не стало, я горжусь тем, что моей рукой расписаны самые последние «пятерочные» проверки техники пилотирования в заключительной летной книжке Игоря Петровича Волка - Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, летчика-космонавта, реально летавшего и на орбиту, и, на самом деле, осуществившего первый подъем «Бурана».


Фото из личного архива, сделано 15.08.1994 на испытательной базе Patuxent River (KNHK) американской военно-морской авиации в US NAVY Test-PiLot SchooL. Слева направо испытатели: Р. Таскаев, И. П. Волк, А. Гарнаев, А. Крутов. На переднем плане проводит занятия американский летчик палубной авиации Барри Уилмор

«Игорь Волк испытывал все, что только может летать»

Владимир Александрович ДЖАНИБЕКОВ

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор ВВС Командир экипажа КК «Союз Т-12» (бортинженер - С.Е. Савицкая, космонавт-исследователь И.П. Волк)

Программа нашего совместного космического полета возникла неожиданно. Нужно было опередить американцев в таком деле, как выход женщины в открытый космос. И мы со Светланой Савицкой готовились очень напряженно: на все про все давалось всего четыре месяца - и старт.

А у Игоря Волка программа полета была своя. Оценивалась его эффективность как оператора при переходе к невесомости и далее - проверка навыков пилотирования самолета сразу после посадки из космоса.

Мне это, в принципе, знакомо: я сам дважды после приземления Ту-134 пилотировал. Эксперимент с моим участием в научном плане был организован безупречно.

Строго в горизонтальном положении меня погрузили в вертолет, так и везли, потом так и выгрузили на аэродроме. Далее - специальное кресло в самолете, масса медицинской аппаратуры, которая во время пилотирования фиксировала все, что только можно.

Помню, кстати, говорил я Игорю, что надо осторожнее - тенденция к недолету есть. Меняется передаточная функция у летчика.

У меня и в первом, и во втором полете была эта тенденция, и он на МиГ-25 в самом начале полосы сел.

Но Игоря после посадки как перенесли в вертолет - он тут же сел управлять им, причем, насколько понимаю, по собственной инициативе. А уже потом - плановые полеты на Ту-154 и МиГ-25 по бурановской глиссаде.

Естественно, я спрашивал его про «Спираль». Это многоразовый орбитальный истребитель типа «Бурана», только очень маленький, одноместный. Его планировали к старту в самом начале 1970-х.

Я на нем должен был летать. Но до космоса этот кораблик не добрался, однако в атмосфере «Спираль» испытали - именно Игорь был одним из испытателей. Взлетал, отключал двигатель и садился. Он мне сказал, что это близко к тому, как Су-7 без двигателей сажать. Но такого опыта у меня не было. Он говорит - ты сам почувствуешь, когда надо тянуть ручку. Ну, посмеялись. Он несколько раз мне говорил, что без двигателя сажать машину даже легче, чем с двигателем.

Он мне рассказывал, как началась история его бездвигательных посадок. Много лет назад пришлось в сложных метеоусловиях заходить на посадку бездвигательным способом по крутой глиссаде из-за очень малого остатка топлива, при

Этом садиться сходу, так как при уходе на второй круг самолет был бы потерян. Конечно, получил «в дыню», но потом

Такие тренировки стал проводить уже намерено.

Есть такая, может, не самая опасная, но очень серьезная штука - штопор. Она требует регулярной тренировки, пространственной ориентировки и психологической подготовки. Современный истребитель вогнать в штопор трудно, но в воздухе всякое бывает.

У нас сейчас основной боевой самолет Су-27 - именно Волк отработал на нем все виды штопора и методы выхода из него. Кстати, знаменитая «кобра» родилась как раз в ходе этих его испытаний. В последние 10 лет мы с Волком стали чаще общаться.

Заслуженный штурман-испытатель РФ

Игоря Петровича называют королем бездвигательных посадок. В принципе, вся первая «бурановская четверка», которой он командовал - Станкявичус, Левченко, Кононенко, Щукин, - владела этим искусством в совершенстве.

У них и задача-то стояла - отобрать с помощью этого метода из всего набора летательных аппаратов, какие только были

В СССР, те, которые по своим аэродинамическим качествам были как-то подобны «Бурану». Это значило не в справочниках

Рыться, а испытания проводить.

Они перебрали вообще все, даже на Ту-144 летали. В результате определили, что из легких самолетов наиболее близок «Бурану» МиГ-25, а из тяжелых - Ту-154.

«Буран» потребовал от Волка очень многого не только как от летчика и руководителя, но и как от гражданина. Ведь он изменил идеологию этого корабля! Это была борьба, даже война. Он свою четверку так зарядил, что они все ходили по кабинетам, доказывая свою общую позицию.


Поначалу считалось, что никаких летчиков космическому «Бурану» не надо, что там будут сидеть инженеры, заниматься делами, а летать можно и в автомате. Ручное управление появилось после того, как Волк всех убедил в его необходимости, ссылаясь на то, что американцы все это имеют, несмотря на свой технический прогресс.

Он убеждал, что на всей территории страны в соответствии с будущими орбитами нужно создать целую сеть аэродромов, которые были бы пригодны для посадки «Бурана»: ведь американцы дооборудовали аэродромы для своего «Шаттла», и не только на своей территории.

Много времени и сил у него на это ушло. Бесконечные совещания, скандалы - только он со своим характером мог выдер-

Жать такое. Человек был не просто одержим идеей, у него было настоящее глубокое понимание проблем, связанных с военной многоразовой космонавтикой.

2024 lemonmc.ru. Бизнес. Финансы. Интернет. Услуги. Страхование.