Виды профессиональной этики. Кодексы профессиональной этики

Работа, связанная с общением с людьми, разрешением их проблем требует от юриста соблюдения определенного такта, этики поведения.

Людей юридической профессии всегда сопровождают нравственные проблемы, возникающие из уголовных, административных гражданских правоотношений на почве нарушения, игнорирования либо незнания закона, в центре которых стоит человек.

Работа, связанная с общением с людьми, разрешением их проблем требует от юриста соблюдения определенного такта, этики поведения. Поэтому особенности профессии юриста обуславливают необходимость изучения профессиональной юридической этики, являющейся одной из отраслей этической науки.

Этика является одной из древнейших теоретических дисциплин. Это наука о морали, о нравственности, о правилах поведения человека как формах общественного сознания. Она анализирует и систематизирует принципы морали. Этика как наука включает в себя нормативную этику и теорию морали, которые неотделимы друг от друга.

Нормативная этика занимается исследованием вопросов о добре, зле, благе, она вырабатывает моральный кодекс поведения, формирует правильное поведение в обществе.

Теория морали исследует сущность морали, возникновение, историю и развитие. Мораль представляет собой форму общественного сознания. Это социальный институт, формирующий совокупность правил и норм поведения людей по отношению друг к другу.

1. Понятие профессиональной этики

Этике принадлежит особое место среди основных факторов, образующих и организующих совместную деятельность людей. Нравственная культура является регулятором человеческих отношений во всех сферах деятельности. Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику. Следует отметить, что термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии.

А.С. Кобликов выделяет два смысла понятия "профессиональная этика":

– кодексы поведения;

– способы обоснования данных кодексов, социально-культурное истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этноса.

Появление профессиональной этики по времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. "Осознание и оформление определенных требований профессиональной этики происходило на основе повседневного опыта регулирования взаимоотношений людей той или иной профессии". Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика формировалась в течение долгого отрезка времени обществом, которое предъявляло к тем или иным профессиям определенные требования. Требования, предъявляемые, к профессиональной культуре специалиста в значительной степени определяются своеобразием профессиональной деятельности и имеют свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали.

Возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, профессиональная этика в дальнейшем развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессии. Эти "обобщения суммировались как в писаных и неписаных правилах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов", что и стало началом формирования профессиональной этики как науки.

Предметом изучения профессиональной этики являются:

1. отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

2. нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

3. взаимоотношения внутри профессиональных коллективов;

4. специфические нравственные нормы, свойственные данной профессии;

5. особенности профессионального воспитания.

С другой стороны "профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации". Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

1. профессиональную солидарность;

2. особое понимание долга и чести;

3. специфическую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы складываются из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и находят свое выражение в специфических документах – клятвах, уставах, моральных кодексах. Профессиональные моральные кодексы – это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе обобщения практики поведения представителей профессиональной группы.

2. Особенности профессиональной этики юриста

Профессиональная этика юриста обусловлена тем, что "объектом деятельности юриста является человек, его проблемы. Деятельность юриста связана с общением с людьми, влияет на внутренний мир, на мировоззрение и судьбу людей". Люди являются субъектами общественных отношений, в связи с чем можно сказать, что юрист занимается "общественной деятельностью". Физические лица, создавая различного рода хозяйствующие субъекты, вступают в правоотношения с юридическими лицами, и в области регулирования этих правоотношений прикладывает свои усилия юрист.

Юрист – лицо публичное. Юрист осуществляет свою деятельность гласно. Соблюдение юристом нравственных норм или же отступление от них, справедливость или несправедливость принимаемых им решений оценивается общественным мнением.

Профессия юриста обеспечивает все области общественных отношений, поэтому она всегда была универсальна, прибыльна и востребована. Сферы деятельности юриста широкомасштабны. Они охватывают:

– законодательную сферу;

– деятельность государственных органов, государственную службу;

– правосудие: разрешение споров уголовно-правового, административно-правового и гражданско-правового характера;

– правовой надзор и контроль;

– правовые услуги: консультирование, представительство, правовое сопровождение и др.

В законодательном органе представляют интересы граждан немало юристов. В местных исполнительных органах действует юридическая служба. Правосудие отправляют судьи, правовой надзор и контроль осуществляют прокуроры, адвокаты оказывают правовые услуги, юристы, работая в различных хозяйствующих субъектах, обеспечивают их правовое обслуживание.

Для того чтобы быть востребованным, юристу необходимо постоянно работать не только над повышением своих знаний, над профессионализмом, но и совершенствованием своей личности. Это постоянная и системная работа над мировоззрением, интеллектом, волей.

"Мировоззрение юриста определяется совокупностью его знаний, умением применять их на практике, осознанием значимости рекомендаций и принимаемых им решений, его коммуникабельностью". Юристу, так как его деятельность связана с человеком, направлена на защиту его интересов, следует вырабатывать в себе чуткое отношение к общепризнанным социальным ценностям: личности, ее основным правам и свободам. Необходимо работать над правовым сознанием, т.е. отношением к праву, закону, государству. У юриста должны быть развиты этические и моральные нормативы: чувство долга, верности, чести, собственного достоинства, милосердие и т.д.

"Имеет место, когда своей бестактностью юрист отталкивает от себя клиента. Войдя в юридическую контору, лицо, у которого возникла проблема, обращается к тому из адвокатов, который приветливо улыбается и будет внимательно, не перебивая, не торопясь, без суеты не только слушать, но и услышит суть проблемы". Юрист должен защищать интересы автора. Поэтому ему не достаточно знаний только норм материального права, регулирующих авторские правоотношения, и процессуального законодательства. Ему следует также понять само произведение, на которое, как полагает клиент, он имеет авторские права, т.е. уяснить суть проблемы, предмет возникшего спора. Если речь идет о незаконном воспроизведении, то следует концентрировать внимание на нарушении именно этого права, на ответственности нарушителя за незаконное воспроизведение, а не излагать о других правах автора на произведение, поскольку это не является проблемой клиента, не относится к существу спора.

"Профессионализм юриста, его сформировавшееся понятие принципов морали и этики, его правовое сознание выражаются также и в ходе составления различного рода юридических текстов, официально-деловых документов, выступлений в суде". Юридически грамотно составленный документ отвечает определенным правовым и стилистическим требованиям. Все виды юридических документов требуют соблюдения точного и лаконичного изложения сути проблемы со ссылкой на нормы права, применительно к конкретной ситуации. Недопустимы в документах, составленных юристом, грамматические ошибки, применение нелитературных, более того, нецензурных слов, выражений.

К великому сожалению, документы юристов – адвокатов, прокуроров и даже судей – не всегда отвечают этическим требованиям, предъявляемым к официальным документам:

– на практике имеет место, когда исковые заявления, составленные юристами, изложены так, что не понятны требования истца, заявителя;

– порой требования об установлении юридического факта носят характер имущественного спора, без аргументации излагается требование о взыскании ущерба и т.д.;

– имеет место обращение в суд с заявлениями, не отвечающими предъявляемым к ним требованиям, изложенным в нормах процессуального законодательства;

– заключения прокурора зачастую не содержат анализа исследованных доказательств, правового обоснования;

– судебные вердикты порой излагаются по уголовным делам в виде копии обвинительного заключения, а по гражданским делам – искового заявления, не содержат анализа исследованной проблемы, правового обоснования выводов суда;

– судебные акты выносят с грамматическими ошибками.

Объясняют такие проблемы это большой нагрузкой, отсутствием времени для творческой работы. Однако, представляется, что такое объяснение не может быть основанием для изготовления процессуального документа, не отвечающего требованиям закона, которым судьи обязаны строго руководствоваться.

Такие документы могут свидетельствовать о сознательном нарушении закона, либо о противозаконных действиях и решениях, обусловленных отсутствием необходимых знаний, нежеланием исследовать представшую перед ними проблему, поставленную задачу. Более того, это говорит об отсутствии внутренней дисциплины и культуры юриста.

3. Понятие и содержание кодекса этики юриста

Кодекс профессиональной этики – это не "изобретение" сегодняшнего дня. История права различных стран знает множество тому подтверждений. "Кодекс профессиональной этики юриста – система моральных принципов, лежащих в основе деятельности юриста и служащих его мировоззренческим и методологическим ориентиром".

"Дать исчерпывающий перечень всех моральных принципов юриста не представляется возможным, ибо каждая личность индивидуальна и является носителем большего или меньшего их количества в разном сочетании. Однако имеется основные моральные принципы, без которых не может состояться профессионал-юрист в правовом государстве". Они составляют содержание кодекса профессиональной деятельности юриста.

1. Верховенство права – означает осознание юристом своей миссии служения праву и закону, соблюдение законности. "Юрист-практик не должен отождествлять понятия права и закона, но не может противопоставлять их". Он обязан руководствоваться соображением о том, что закон в правовом государстве является правовым, справедливым, подлежащим неукоснительному исполнению. Даже если какой-либо закон, с его точки зрения, не полностью отвечает идеям правового государства, юрист обязан стоять на страже соблюдения его положений. Это можно назвать принципом связанности законом, приоритета закона, который не поддается опровержению.

2. Гуманное отношение к людям – непременный принцип, входящий в кодекс профессиональной этики юриста. Он подчеркивает, что "одной высокой квалификации (последующие аттестации) недостаточно для того, чтобы состояться профессиональным работником юридического труда". Важное значение имеет его заботливое отношение к каждому человеку, с которым он сталкивается в процессе выполнения служебных обязанностей. Все люди, с которыми по роду своей деятельности юрист общается (свидетели, потерпевшие, подозреваемые, подзащитные и т.д.), воспринимают его не только как исполнителя определенной профессиональной роли, но и как человека со всеми его положительными и отрицательными качествами. Каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в общение с прокурором, следователем, судей, адвокатом и т.д., ожидает от них не только квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но и уважительного отношения.

По отношению юриста к каждому конкретному человеку можно судить о моральной культуре самого юриста. Уважительное отношение юриста к личности и к ее проблемам позволяет создать особую психологическую атмосферу доверия и обеспечить успех юридического дела.

Гуманное (уважительное) отношение к людям представляет собой такое отношение, в котором практически (в соответствующих действиях и мотивах) признается достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможное наиболее полное удовлетворение интересов людей, доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, проблемам, чуткость, вежливость, деликатность.

3. Порядочность – один из исходных принципов высокого морального уровня исполнения профессиональных полномочий, означающий органическую неспособность к бесчестному поступку. Она проявляется, прежде всего, в способах и приемах, используемых юристом в своей деятельности. "Для достижения любой поставленной цели юрист выбирает такие способы и приемы, которые не противоречат нормам права и морали". Невозможно законодательно регламентировать все нюансы, связанные с юридической практикой, поэтому вне которых ситуациях именно от порядочности следователя, судьи, нотариуса зависит судьба, доброе имя конкретного человека или его близких.

Порядочность юриста-профессионала строится на таких качествах, как доверие и сочувствие, честность и правдивость. Эти качества должны проявляться во всех видах взаимоотношений: "руководитель–подчиненный", "между коллегами", "юрист – клиент".

4. Доверие представляет собой отношение человека к действиям другого лица, к нему самому, и основано на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности.

Некоторые руководители видят в своих подчиненных лишь исполнителей своей воли, забывая, что это прежде всего люди, со свойственными проблемами и заботами. В данной ситуации подчиненный не чувствует себя нужным, не ощущает себя в полной мере личностью, особенно если начальник часто проявляет грубость к нему. Эта нетерпимая обстановка в коллективе создает условия, при которых черствость, грубость переносится на своих коллег и на общение с другими людьми. Для того, чтобы избежать этого, руководитель должен проявлять постоянную заботу о каждом члене коллектива. От него иногда требуется просто проявить интерес к проблемам в семье подчиненного, выяснить его мнение по вопросам, касающимся работы, дать ему объективную оценку как специалисту. Только при таком подходе подчиненный полностью осознает, что интересы дела -это его интересы.

Доверие между коллегами играет огромную роль, так как при кажущейся индивидуальности труда юриста, положительный результат при разрешении любого юридического дела может быть достигнут только совместными усилиями всего коллектива, выступающего как объединение единомышленников. Сочувствие, как понимание чувств и мыслей другого, выражается в оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению.

Доверие и сочувствие по отношению к клиентам является одним из важных способов установления психологического контакта, так как человек только тогда захочет сотрудничать с юристом (следователем, адвокатом), если поймет, что напротив него находится человек, который сопереживает ему и хочет помочь путем установления истины по делу. Юрист не должен проявлять агрессивность, смущать клиента, вызывать у него чувство вины (кроме особых ситуаций), подавлять его или, напротив, заметно подлаживаться под позицию собеседника, лебезить передним. Именно доверие и сочувствие к человеку выступают критериями выбора юристом (следователем, прокурором, судьей) меры пресечения, а также определения вида и меры наказания, основываясь прежде всего на предписаниях закона.

5. Честность предполагает "принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед собой, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит". Это качество должно определять поведение юриста во всех случаях. Юрист, общаясь с клиентом, принимает на себя обязательства в выполнении для него значимых действий, таких как: обеспечение безопасности ему или членам его семьи, создание всех условий для защиты, обещание довести дело до конца, как бы тяжело это не было сделать.

Честность – залог нравственных отношений в юридической практике. Это требование вытекает из объективной необходимости совместной деятельности, подчиненной общему интересу – установлению истины.

6. Правдивость юриста представляет собой моральное качество, характеризующее его как личность, сделавшую для себя правилом говорить людям истину, не скрывать от них действительное положение дел, если это не причинит вред интересам личности и государства.

"Правдивость – общечеловеческое требование, однако отдельные виды юридической деятельности в силу их специфики нуждаются в некоторых ограничениях – оправданных и допустимых. К ним следует отнести добродетельный обман: дезинформация противника, легендирование оперативно-розыскной деятельности и некоторые другие средства используемые правоохранительными органами". К этому можно добавить, что правда не всегда нравственна. Раскрытие перед преступниками плана проводимой операции нельзя назвать нравственным поступком. В некоторых случаях допустимым и оправданным можно считать обман в отношении своих коллег, если рассматриваемое дело связано с коррумпированностью чиновников, чтобы избежать давления со стороны "заинтересованных лиц".

7. Самоотверженность – выражается в действиях, которые по своему характеру представляют акт самопожертвования – добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов других людей, достижения поставленных целей, во имя справедливости.

Действующие кодексы чести, этики, правила профессионального поведения подробно регламентируют профессиональное поведение юристов именно путем запретов. Запрет вызван необходимостью предупредить нарушение прав и свобод других лиц, не подрывать доверие к профессиональной деятельности юристов, подняться над своими субъективными желаниями и страстями.

Выводы

Правила поведения судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов, адвокатов, изложенные в соответствующих нравственных кодексах обязывают их вне работы вести себя так, чтобы не было оснований для сомнений в их порядочности и честности. Они должны избегать посещения любых мест, компрометирующих их репутацию.

Высокие нравственные требования формируют дисциплинированность, самосознание, нравственное отношение к своему профессиональному долгу.

В условиях социально-экономических проблем общества юристы обязаны строго соблюдать требования, предъявляемые к ним профессиональными нравственными кодексами, выработанными в соответствии с международными стандартами, и являющимися свидетельством общественного прогресса.

Этику нельзя смешивать с моралью, так как этика является наукой о морали. Об этике еще говорят как о совокупности норм поведения людей определенной профессии, обусловленной корпоративными интересами, профессиональной культурой со специфическими именно для определенной профессии традициями. Это профессиональная этика.

Литература

1. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ в ред. от 02.07.2013 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст. 2102.

2. Аминов И.И. Юридическая этика. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

3. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М.: Прогресс, 2012

4. Давидян Г.М. Некоторые проблемы профессиональной этики юриста в Российской Федерации // Закон. – 2013. – № 11. – С. 40-45.

5. Зинатуллин Т.З. Этические основы деятельности адвоката. – М.: Юрист, 2014.

6. Камардина А.А. Профессиональная этика. – Оренбург: изд-во ОГУ, 2013.

7. Кивайло В.Н. Юридическая этика. – М.: Норма, 2013.

8. Кирюшина Л.Ю. Профессиональная этика юриста – Барнаул: изд-во АГУ, 2010.

9. Кобликов А. С. Юридическая этика – М.: Норма, 2012.

10. Малиновский А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал российского права. – 2008. – №4. – С.39-44.

11. Мельниченко Р.Г. О смешении морали и права в адвокатуре // Адвокатская практика. – 2012. – № 5. – С. 35-38

12. Назаров А.Д. Запретный плод сладок / А.Д. Назаров // Адвокатская газета. – 2009 г. – № 17.

13. Порубов Н.И., Порубов А.Н. Юридическая этика. – М.: Инфра-М, 2013.

14. Профессиональная этика юриста. / Под ред. В.М. Артемова. – М.: Проспект, 2013.

15. Сорокотягин И.Н., Маслеев А.Г. Профессиональная этика юриста. – М.: Юрайт, 2014.

16. Сурков А.Р.Нужны ли дополнительные гарантии? // Адвокатская газета. – 2010. – № 3.

17. Цыденова О.Г. Нравственно-правовые основы деятельности адвоката в российском судопроизводстве. – М.: Норма, 2012.

Виды профессиональной этики. Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями. Этика рассматривает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам, стимулирующим появление данных качеств. Изучение этики показывает многообразие, разносторонность профессиональных моральных отношений, моральных норм.

Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика - это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция). Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности. В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная мораль в журналистике начала складываться вместе с журналистской деятельностью. Однако процесс ее формирования растянулся на века и достиг определенности только с превращением журналистской профессии в массовую. Завершился он лишь на рубеже ХIХ и ХХ вв., когда были созданы первые кодексы и профессионально-нравственное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования. Журналист, осваивая в ходе профессжонального становления постулаты профессиональной морали, вступает с коллегами в профессионально-нравственные отношения, которые, в отличие от моральных как таковых, предполагают возможность институционально организованного и непосредственного вмешательства корпорации в его поведение. Однако, это вмешательство существенным образом отличается от административного воздействия, поскольку цель его - не принуждение, а побуждение.

Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика - наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику. Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В юридической деятельности главная проблема -- это соотношение законности и справедливости. Консерватизм законодательства, сложность регулируемых им отношений могут создать такие ситуации, при которых некоторые варианты вердикта, формально соответствующие букве закона, по духу будут ему противоречить, будут несправедливы. Для профессии юриста справедливость есть основной постулат, цель деятельности.

Строгая подчиненность юриста закону способствует его независимости. И судьи, и органы прокуратуры в пределах своей компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций, движений. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться советами, указаниями или просьбами отдельных лиц или учреждений. Принцип независимости и подчиненности только закону диктует важные требования нравственного характера. Юрист (судья, прокурор, адвокат и др.) -- специалист, которым движет исключительно чувство долга, не должен допускать компромиссов, сделок с совестью, поддаваться какому-либо влиянию, он должен служить только закону и справедливости.

Работа юриста напрямую связана с защитой достоинства человека. Поэтому нравственные нормы, основанные на признании ценности человека как личности -- неотъемлемые составляющие профессиональной этики юриста. Важно противостоять деформации, духовной черствости, превращению в некий винтик судопроизводства. Такой подход требует от юридического работника высоких личностных качеств, но именно он наполняет правосудие и юридическую деятельность гуманистическим содержанием.

Специфика работы юриста сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые не встречаются у представителей других профессий. Например, в оперативной работе криминальной милиции допускается конспиративность (скрытность), дезинформация (ложь) или притворство (моральная маскировка) по отношению к преступникам. Что касается процесса судопроизводства, то, скажем, адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление, при том, что подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против него. Эти примеры -- типичная коллизия в рамках общего и особенного в морали. Поэтому следует еще раз отметить, что такая нравственная специфика профессии не противоречит общим принципам морали, но является их дополнением и конкретизацией применительно к условиям юридической деятельности. Это важно подчеркнуть еще и потому, что работники юридической сферы, постоянно сталкивающиеся с негативными проявлениями человеческой натуры, должны иметь моральное оправдание сделанного профессионального выбора, своеобразный нравственный «иммунитет».

Действительные же нарушения моральных норм в юридической среде, как правило, вызывают огромный общественный резонанс. И это естественно -- повышенные нравственные требования к работникам юридической профессии в служебное и во внеслужебное время (см., например, Кодекс чести судей РФ 1993 г.) объясняются особым доверием к ним со стороны общества, ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона, должны иметь на это не только служебное, но и моральное право.

Этика предпринимателя в современной научной литературе совпадает с понятиями «деловая этика», «экономическая этика», «этика бизнеса», «этика рынка» и т.д. В первую очередь это совокупность норм поведения предпринимателя на переговорах, при общении, составлении документации и т.д., отражающая специфику его деятельности, а также зачастую обусловленная историческими условиями конкретной страны.

Для развития этики предпринимателя нужны определенные условия: политическая и экономическая свобода, стабильность законодательства, наличие традиций и др.

Деловая этика формируется уже в рамках «экономической ячейки» -- трудового коллектива. Служебные отношения должны строиться на партнерстве, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Такое сотрудничество, бесспорно, повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

При взаимодействии с другими «ячейками» эти правила сохраняются. Уважение к деловому партнеру не позволяет манипулировать им в своих интересах, подавлять его. Честность увеличивает степень доверия и взаимопонимания между партнерами. Добросовестное отношение к своим обязанностям способствует выполнению намеченных планов. Тем самым закладываются основы долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

В настоящее время выработан определенный порядок поведения в сфере бизнеса и при деловых контактах, так называемый деловой этикет. Он помогает избежать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека можно определить как формирование таких правил поведения в деловом сообществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Этикет является одним из главных «орудий» создания имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых этикет не соблюдается, теряют очень многое. Там, где он есть, выше производительность, лучше результаты. С такой фирмой удобнее работать, т.е. этикет создает комфортный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Для России проблемы экономической этики имеют особое значение. На них оказывают большое влияние сложный характер формирования рыночных отношений, неоднозначные исторические традиции и широкий спектр проявлений массового сознания. Предпринимателям в России следует помнить, что личное обогащение не критерий нравственного отношения человека к труду, а прибыль не цель личностного развития.

Этика социальной работы -- это проявление общих норм морали в социальном обслуживании. В профессиональной деятельности таких специалистов, заключающейся в оказании помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, нравственно-этические нормы играют особую роль. Они отражены в профессионально-этическом кодексе социального работника России, принятом Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб в 1994 г.

К основным принципам профессиональной этики социального работника относятся: ответственность перед клиентом, ответственность перед профессией и коллегами, ответственность перед обществом.

Требования к личностно-нравственным качествам социального работника диктуются также спецификой его работы. У него должны быть развиты чувства долга, добра и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека; терпимость, вежливость, порядочность, эмоциональная устойчивость; личностная адекватность самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Также важно обладать определенными педагогическими навыками. Соблюдение специалистами по социальной работе этических норм предупреждает негативные последствия социального обслуживания.

Также можно говорить об этикете социального работника. В него входят: а) коммуникативные умения и навыки, международные нормы поведения социальных работников; б) установленный порядок поведения работников социальных служб при знакомствах и представлении, обращении с коллегами и клиентами; в) искусство ведения беседы, телефонных разговоров, переговоров, деловой переписки, этикет протокольных мероприятий на национальных и международных конференциях, симпозиумах; г) нормы поведения на улице, в общине, в семье клиента, на работе клиента, в общественном транспорте, в общественных объединениях, церкви и т.д.

Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного 18 менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

Возникновение профессиональной этики привело к появлению профессиональных кодексов. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Об этом свидетельствуют вавилонские, египетские, индийские и китайские рукописи. Они содержат важные мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача.

Клятва и сегодня читается и воспринимается как вполне современный, полный нравственной силы документ. В 1969 г. на 1 Международном конгрессе по медицинской этике и деонтологии сочли возможным дополнить ее одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь». Термин деонтология введен в 1834 г. И. Бентамом как обозначение науки о профессиональном поведении человека. Определенная внутренняя связь между деонтологией и этикой прослеживается в целях и практической реализации деонтологических норм и правил.

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения. Кодексы этики - это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение. Принципы этики деловых отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику той организации, в которой они принимаются. Американская химическая компания «Проктер энд Гэмбл», основанная в 1837 г., имеет этический кодекс (приложение II), который состоит из 11 разделов. В нем значительное внимание отводится клиентам, поставщикам, заказчикам, партнерам и меньшее - служащим.

Предельно конкретные правила отражены в кодексе профессиональной этики членов Российского общества оценщиков (1994 г.). Этот кодекс состоит из двух разделов: в 12 пунктах одного скрупулезно перечислены этичные действия оценщика имущества, и в 16 пунктах другого - неэтичная практика. Этичность в этом кодексе отождествляется с независимостью от клиентов и партнеров. На смену кодексу профессиональной этики членов Российского общества оценщиков приходит кодекс профессиональной этики оценочных компаний Российской Федерации, который был утвержден в 2002 г. Советом руководителей общественных организаций оценщиков России. Он создан с целью объединения усилий всех добросовестных оценочных компаний России на пути утверждения оценки в качестве одной из ведущих отраслей экономической науки, установления высоких стандартов профессионализма, повышения авторитета российского оценочного сообщества.

Кодекс состоит из следующих разделов: этические нормы отношений оценочных компаний с клиентами; этические нормы отношений оценочных компаний с государством; этические нормы взаимоотношений между оценочными компаниями; этические нормы отношений оценочных компаний с прессой, рекламными и рейтинговыми агентствами; подписание кодекса саморегулируемыми и общественными организациями оценщиков; присоединение оценочных компаний к кодексу. Из пяти разделов состоит этический кодекс компании «Кока-Кола».

Первый из них регулирует выполнение обязательств по бухгалтерским счетам и отчетам компании. Сотрудники представляют отчеты о своей деятельности руководству, а оно, в свою очередь, готовит отчеты для акционеров компании, правительственных органов и других юридических лиц.

Во втором разделе описаны потенциальные конфликты, которые могут возникнуть при столкновении интересов служащих. Кодекс запрещает служащим иметь личную заинтересованность в поставщиках компании, в делах конкурента или делах клиента компании.

Третий раздел регулирует взаимодействия компании с государственными учреждениями, официальными лицами, клиентами и поставщиками.

В четвертой части регламентируется участие служащего в деятельности политических партий и других компаний, которая не должна сказываться на качестве его работы.

Пятый раздел содержит указания по реализации правил кодекса.

Современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой, сформулированы американским социологом Л. Хосмером:

никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными);

никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях - честности, открытости, умеренности и т.п.);

никогда не делай того, что есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию);

никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо);

никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. Миллем);

никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме);

никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности);

всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат -- ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке);

никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);

никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Разработка и соблюдение этических кодексов профессионального поведения - важная и актуальная задача. В 1985 г. на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации была принята Хартия туризма. Кодекс туриста (приложение III) Глобальный этический кодекс туризма одобрен на Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (ВТО) в Сантьяго (Чили) 1 октября 1999 г. (приложение IV). В России принята национальная Программа «Российская деловая культура» (приложение V).

Целью ее является помощь отечественным предпринимателям быстрее овладеть современной деловой культурой. Российские специалисты должны следовать соответствующему кодексу этики и стандартам профессионального поведения. В настоящее время деловыми профессиональными ассоциациями принято значительное число этических кодексов.

В настоящее время растет влияние социологии на общественные процессы. От точности и объективности информации, представленной социологом, зависит успех социальных преобразований, возможность погашения социальных конфликтов, сохранения социальной стабильности. Нравственная позиция социолога-профессионала во многом зависит от степени усвоения им основ профессиональной этики, дающей моральные ориентиры профессиональной деятельности.

Этический кодекс социолога представлен в приложении VI. Профессионально этический кодекс консультантов по подбору персонала принят конференций Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) 12.10 1996 г. Рекомендуется вопросы по профессиональной этике включать в программу экзаменов на присвоение соответствующей квалификации, чтобы специалисты неукоснительно соблюдали положения кодекса профессиональной этики соответствующей специальности. Некоторые фирмы имеют штатных специалистов по деловой этике.

Крупные фирмы, имеющие деловые школы, школы бизнеса, внедряют для обучения студентов программы этики менеджмента, Этики деловых отношений, этики бизнеса, этики речевого воздействия. Опыт деятельности ряда известных фирм США, Франции, Японии и других стран показывает, что строгое соблюдение установленных правил и проведение соответствующей работы с персоналом обеспечивает им значительную прибыль. В США половина существующих кодексов принята до 1955 г., четыре пятых от их числа - до 1970 г. Только за последние два десятилетия в США опубликованы сотни монографий, 25 учебников по деловой этике, издаются два специализированных журнала. В качестве обязательной дисциплины этика входит в учебные планы многих университетов. В Вашингтоне с 1977 г. действует «Центр этических проблем», который помогает фирмам и организациям создавать и перерабатывать этические кодексы, поддерживать высокий нравственный уровень рабочей атмосферы, а работникам - разбираться в законах этики и безболезненно гасить нравственные конфликты. В японских компаниях разрабатываются карты этики - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее работника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам.

Нормы, которых должны придерживаться члены профессий, определены в их кодексах профессиональной этики. Подразумевается, что кодексы профессиональной этики регулируют профессиональную деятельность всех членов профессии, как практикующих самостоятельно, так и работающих по найму.

Считается, что кодексы профессиональной этики должны формулировать строгие нормы поведения членов профессий. Однако эти кодексы призваны решать самые разные задачи. Некоторые кодексы просто используются для того, чтобы продемонстрировать, что такая-то группа является профессией. Некоторые кодексы провозглашают свод идеалов (чаще недостижимых), к достижению которых члены профессии должны стремиться и которыми они должны руководствоваться в своей практике. Другие кодексы или их разделы носят дисциплинарный характер, определяя минимум условий, которые должен соблюдать член профессии. Если же член профессии не соблюдает этот минимум, он подвергается наказаниям, наиболее серьезное из которых -- это исключение из состава профессии. Есть кодексы, которые формулируют этикет данной профессии. Существуют единые кодексы, включающие и свод идеалов, и перечень дисциплинарных правил, и нормы профессионального поведения.

Если профессиональный кодекс призван служить основой, позволяющей данной профессии претендовать на автономию от непрофессионального общественного контроля (например, врачи и юристы), которому подвержены другие группы, такой кодекс должен обладать следующими свойствами.

  • · Кодекс должен быть регулятивным, целенаправленным. Включение в него идеалов не возбраняется. Но в нем следует точно определить, какие его положения представляют собой идеалы, а какие носят дисциплинарный, карательный характер. Если кодекс фактически не регулирует поведение членов профессии, она фактически не располагает публичной декларацией, служащей для общества основанием для признания ее профессией. Общество признает автономию профессии при условии, что она обязывает своих членов придерживаться более высоких норм по ведения, чем соблюдают члены других групп, а поэтому профессиональные нормы должны быть известны населению, их должны воспринимать как более высокие, чем другие нормы.
  • · Кодекс призван защищать общественные интересы и интересы тех, кого профессия обслуживает. Если общество не извлекает выгоды от предоставления профессии автономии, оно должно лишить ее этой привилегии. Кодекс не должен являться средством самообслуживания профессии. Кодексы могут быть использованы для служения интересам профессии за счет общества. Некоторые правила (например, правила, касающиеся установления размеров гонораров или ограничения рекламы) защищают профессию и противоречат интересам общества. Положения кодексов, препятствующие конкуренции внутри профессии, обычно не в интересах общества; они направлены на подчеркивание негативных, монополистических свойств профессии.
  • · Кодексы должны быть точно сформулированными и честными. Кодекс, который просто утверждает, что члены профессии не должны лгать, красть или обманывать, не требует ничего сверх того, что требуется от всех других людей. Когда кодекс составлен честно, в нем отражены аспекты профессии, характеризующие конкретные специфические искушения, которые могут испытывать члены профессии. Автономия предоставляется профессии потому, что ей известны возможные специфические ошибки, недостатки данной профессии -- ее темные стороны, ее неэтичные, хотя и не совсем противозаконные методы. Если такие методы в кодексе точно не определены, профессия фактически не контролирует свою деятельность.
  • · Кодекс должен быть и контролируем, и контролирующим. Если кодекс не содержит положений о предъявлении обвинений и о применении наказаний, он представляет собой не более чем декларацию об идеалах. Если профессия не может всей своей деятельностью доказать, что она контролирует своих членов, у общества нет основания верить, что она это делает. В подобных случаях нет оснований для предоставления профессии особых привилегий. Соответственно, общество должно принимать законы, касающиеся деятельности членов данной профессии и устанавливающие контроль за их деятельностью, точно так же, как оно контролирует представителей других родов занятий.

Хотя профессии и могут добиваться выполнения правил своих кодексов, они все же не являются судебными инстанциями. Нарушение профессионального кодекса влечет за собой лишь ограниченные дисциплинарные меры. Самым жестоким наказанием, как уже было сказано выше, может служить исключение из состава профессии наряду с преданием публичной огласке проступка. Наиболее часто практикуется вынесение порицания.

Профессиональные кодексы обычно игнорируют такие проблемы, с которыми сталкиваются, по крайней мере, некоторые члены профессии. В профессиональных кодексах часто уточняются обязанности по отношению к клиенту или пациенту, к предпринимателю (если член профессии работает по найму), к населению и к самой профессии. Что приходится делать члену профессии, когда эти обязанности вступают друг с другом в противоречие? Например, как должен поступить работающий в компании врач, когда ему велят не разглашать информацию о росте показателей связанных с работой заболеваний среди рабочих завода? Являются ли его обязанности по отношению к обществу и по отношению к пациентам (рабочим) выше, чем обязанности по отношению к предпринимателю?

Кроме того, профессиональные кодексы не содержат и указаний на то, какие должны последовать меры, когда сама профессия действует неподобающим образом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Опубликованные утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии. кодекс этика профессиональный государственный управление

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Чтобы более четко определить значение термина "кодекс этики", необходимо сначала пояснить значение слов "кодекс" и "этика". "Кодекс" можно трактовать по-разному: "законы, правила, предписания, постановления, стандарты, акты". В сочетании со словом "этика" значение данного термина сужается до одного определения - "стандарт, или норма". Другими словами, кодексы этики - это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

"Этика" определяется как "идеалы, мораль, принципы нравственности, совести", а также как "правила и нормы, руководящие поведением людей данной профессии". Но на самом деле понятие этики гораздо шире.

Чтобы приблизить понятие этики к практике, можно представить безупречного работника как человека, которому чуждо незаконное поведение и который постоянно ставит благо руководства страной и общества выше личной выгоды. Кодексы этики требуют от всех работников этичного поведения. И прежде всего, "основной функцией кодекса этики является предотвращение, а не наказание неэтичного поведения" .

Кодексы этики обычно вырабатываются в профессиональных организациях. Они перечисляют те социальные функции, ради поддержания которых существует организация, и заверяют, что данные функции будут выполняться в соответствии с высокими моральными нормами. Профессиональные кодексы этики выполняют две нравственные функции. Они служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны.

Джеймс Боумен, издатель книги "Границы этики в общественном управлении", выделяет три признака удачного кодекса этики: кодекс обеспечивает руководство поведением; его можно применить ко многим специальностям внутри профессии; он предлагает эффективные средства для того, чтобы обеспечить выполнение предписываемых норм . Тем не менее, большинство кодексов этики не содержат санкций.

Когда кодексы этики все же содержат принудительные стандарты, они становятся более конкретными и менее идеальными. Они больше не являются нормативными описаниями желаемого правильного поведения, а превращаются в набор четко определенных, закрепленных законодательством требований. Как только кодекс этики становится описанием требуемого поведения, невыполнение которого наказывается по закону, он тут же становится кодексом поведения.

Для профессии государственного управления в США разработаны два кодекса этики. Это кодексы, составленные Американским обществом государственного управления (ASPA) и Международной ассоциацией управления городов/округов (ICMA). В обоих из них предусмотрены меры по их соблюдению, согласно которым поощряется проверка исполнения и взаимоконтроль членов обществ, а также нарушителям правил гарантируется соответствующая процедура расследования до принятия каких-либо дисциплинарных мер. Если обвиняемый член ICMA признан виновным, ICMA исключает его из своих рядов и может провести открытую или внутреннюю проверку его поступков. Если обвиняемый член ASPA признан виновным, его исключают из общества.

Происхождение и история

Кэрол Льюис считает, что кодексы этики существовали с незапамятных времен. Она пишет, что со времен Хаммурапи, Моисея и Гиппократа законодатели и исполнители исходили из того, что "легче поступать правильно, когда знаешь, что правильно". В результате кодифицированные нормы поведения стали повсеместно применяться для разъяснения того, что понимается под приемлемым поведением" .

Одним из старейших кодексов этики является "Афинская клятва", упоминаемая Чандлером:

Мы никогда не покроем позором наш город, совершив бесчестный или трусливый поступок, никогда не покинем товарищей по оружию в беде.

Мы будем сражаться за идеалы и святыни города все вместе и каждый в отдельности.

Мы будем чтить и выполнять законы города и сделаем все возможное, чтобы заставить относиться к ним с таким же уважением и благоговением тех, кто с ними не считается.

Мы будем непрестанно бороться, чтобы оживить в обществе чувство гражданского долга.

Таким образом, всеми этими способами мы оставим потомкам город лучше и прекраснее, чем он был передан нам .

Кодексы этики в государственном управлении - явление XX в. Они являются частью государственного управления с того момента, как Международная ассоциация администраторов городов (ныне Международная ассоциация управления городов/округов) опубликовала первый кодекс этики в 1924 г. В 1958 г. решением Конгресса был принят кодекс поведения госслужащих на федеральном уровне, а в 1961 г. президент Кеннеди подкрепил его рядом предписаний. В 1970-х гг. Уотергейтский скандал послужил толчком к разработке новых кодексов, особенно в отношении правительств штатов и местных администраций и государственной службы. Закон об этике управления 1978 г. еще раз подчеркнул, что этичное поведение является неотъемлемой частью государственного управления .

В 1981 г. после шестилетнего обсуждения ASPA разработала систему нравственных принципов, которые наконец были включены в первый кодекс этических норм данного общества в 1984 г. Этот кодекс пересматривался в 1994 г. и теперь регулярно публикуется на задней обложке каждого номера специализированного журнала Паблик Ад-министрейшн Ревью. В 1989 г. были опубликованы пересмотренные "Нормы этичного поведения служащих исполнительной ветви власти", которые вступили в силу 3 февраля 1993 г. Этот документ содержит обеспеченный правовой санкцией кодекс поведения федеральных чиновников.

Теоретические основы

Теория, лежащая в основе кодексов этики, принадлежит к идеалистическим воззрениям, построенным на несколько наивном убеждении, что если люди будут знать, что считается неподобающим поведением в их профессиональной сфере, они не будут себя так вести. Ральф Чандлер отмечает некоторую склонность кодексов этики к "проповедничеству", расплывчатости, возвышенности и банальности [З].

По мысли Льюис, "кодексы предпочтительно увязывать с тремя целями, носящими общий характер, но в то же время реальными: поощрять высокоморальное поведение, способствовать росту общественного доверия, содействовать процессу принятия решений. Различные цели ведут к различным моделям. Законодательные кодексы обеспечивают необходимые правовые санкции, защиту и эффективные средства ограничения официальной власти, государственных полномочий и возможности должностных правонарушений. При разработке кодексов этики "полезно начать с определения реалистичных управленческих задач. В первую очередь вы должны оказать непосредственную помощь управленцам и сотрудникам вашей организации, которые следуют нормам этичного поведения" .

Кодексы этики могут отражать как "дух демократии", так и "дух бюрократии", хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократический дух. Дух демократии предполагает ряд убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует оценивать с помощью таких критериев, как поддержка существующего строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости. Кодексы, основанные на этом принципе, призывают его сторонников ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической этики предполагают, что государственные чиновники - лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. В кодексах этики ASPA и ICMA представлены оба направления.

Существующая практика в США

Как профессиональные организации, так и государственные учреждения США продолжают пропагандировать кодексы нравственного поведения. В качестве примеров современной профессиональной практики в США можно привести два кодекса этики, представленные в данной статье. Их изучение поможет понять, какие ценности и нормы присущи профессии государственного служащего. Достоинство кодексов можно определить по тому, скольких сторонников они могут объединить вокруг идей морального поведения.

Практика США основана на предпосылке, что если разработан кодекс этики, люди, к которым он обращен, понимают его и поступают соответственно. Но это происходит не всегда.

Американское общество государственного управления (ASPA) ставит своей целью развитие теории, практики и искусства государственного управления. Общество подтверждает свою ответственность за развитие духа профессионализма его членов и за повышение осознания этических принципов в государственной службе на своем примере. С этой целью мы, члены Общества, обязуемся следовать принципам:

Служить интересам общества.

Ставить интересы общества выше собственных.

Уважать конституцию и закон.

Уважать, поддерживать и изучать постановления правительства и законы, которые определяют обязанности государственных служб, работников и всех граждан.

Проявлять личную честность.

Соблюдать нормы безупречного поведения во всех видах деятельности, чтобы способствовать росту доверия к государственной службе.

Поддерживать организации, соблюдающие нормы этики.

Развивать индивидуальные способности и содействовать профессиональному росту других членов организации.

Стремиться к совершенствованию профессионального мастерства.

В цели этой ассоциации входит повышение профессионального уровня руководителей администраций городов, округов и других муниципальных служб. Для реализации этих задач каждый член Международной ассоциации управления городов/округов должен руководствоваться определенными этическими принципами:

1. Поддерживать идеи эффективного демократического местного управления, осуществляемого выборными чиновниками; считать профессиональное управление важной предпосылкой выполнения данной задачи.

2. В качестве облеченного доверием народа государственного служащего утверждать значимость и ценность услуг, оказываемых структурами управления, и осуществлять конструктивный, творческий и практический подход к делам города с чувством ответственности перед обществом.

3. Следовать высшим идеалам чести и честности во всех общественных и личных взаимоотношениях с тем, чтобы каждый член ассоциации мог заслужить уважение и доверие избранных должностных лиц, других чиновников, служащих и общественности.

4. Признавать, что основной функцией управления на местах всегда является служение интересам народа.

5. Вносить предложения по вопросам руководства избираемым должностным лицам, обеспечивая их необходимыми данными и рекомендациями по вопросам политики в качестве основ для принятия решений и постановки задач; претворять в жизнь политику избираемых должностных лиц.

6. Признавать, что избранные представители народа наделены полномочиями определять муниципальную политику; в то время как ответственность за ее исполнение лежит на кадровых чиновниках - членах ассоциации.

7. Воздерживаться от участия в выборах в законодательные органы, непосредственно регулирующие работу данной администрации, как и от участия в других видах политической деятельности, которая могла бы помешать выполнению профессиональных административных обязанностей.

9. Информировать местную общественность о деятельности муниципалитета; содействовать общению между гражданами и муниципальными чиновниками; поощрять дружелюбие и вежливость в обслуживании населения; стараться улучшить качество и имидж государственной службы.

10. Сопротивляться любому постороннему вмешательству в выполнение своих профессиональных обязанностей, помня, что все сотрудники должны содействовать проведению официальной политики без проявлений предвзятости, руководствуясь принципами морали и справедливости.

11. При рассмотрении кадровых вопросов, связанных с новыми назначениями, изменениями зарплаты, продвижениями по службе или дисциплинарными взысканиями, принимать решения справедливо и беспристрастно, учитывая заслуги работников.

12. Не искать привилегий, помнить, что самовосхваление или возвышение, а также выгоды, полученные за счет использования конфиденциальной информации или злоупотребления рабочим временем, является нечестным поведением" .

Различия использования

Как видно из примеров, существуют лишь незначительные различия между кодексами этики внутри госслужбы. Представляется, что они в равной степени являются кодексами этики и кодексами поведения, хотя некоторые штаты ссылаются на правовые нормы поведения, используя термин "законы нравственности". Как отмечает Д. Плант, "в центре обсуждения кодексов этики в государственном управлении стоит вопрос о разграничении трех возможных их толкований - как правовых систем, систем нравственности и кодифицированного способа общения" . Однако, несмотря на разнообразие определений понятия "кодекс этики", в отношении содержания кодексов принципиальных расхождений не существует.

Размещено на www.allbest.ru

Подобные документы

    Изучение понятия этики и этикета, категорий и специфики этики. Исследование профессиональных этических кодексов. Характеристика основных путей совершенствования профессионального этического уровня сотрудников инспекции Федеральной налоговой службы.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Понятие об этикете. Происхождение профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Необходимые профессиональные, человеческие качества. Медицинская этика. Специфика медицинской этики в Советский период.

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Происхождение профессиональной этики. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение. Виды профессиональной этики. Особенности профессиональной этики военного психолога, содержание и особенности его профессиональной деятельности психолога.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Становление экологической этики как прикладной науки. Направления экологической этики. Их оценка с позиции религиозной этики (на примере православного учения). Биоцентризм о проблемах экологической этики и подход к решению вопросов в православии.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2008

    Понятие этики как философского исследования морали и нравственности. Основные проблемы и современное состояние этики, ее направления и разделы. Классификация этических ценностей. Вопрос о долженствовании действий. Философы-этики в мировой истории.

    презентация , добавлен 06.10.2011

    Особенности древнегреческой этики: светская, рационалистическая, индивидуалистическая. Проблема блага, отношения к наслаждениям и приобретения добродетелей. Иерархия ценностей в христианской религии. Интерпретация нравственной жизни в христианстве.

    презентация , добавлен 12.01.2013

    Общее понятие этики в сфере бизнеса, история его становления. Особенности формирования репутации фирмы. Принципы деловой этики по мнению американских исследователей. Критерии формирования этики в бизнесе. 12 принципов этики в бизнесе для руководителя.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2014

    Нормы профессиональной этики педагога. Педагогическая мораль как система нравственных требований, предъявляемых к учителю. Триада преподавательской этики Аристотеля: логос (качество изложения), пафос (контакт с аудиторией), этос (отношение к окружающим).

    презентация , добавлен 20.01.2010

    Совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения. Соблюдение правил поведения, этики профессиональной ответственности и этики доходов. Нормативные правовые акты. Соблюдение дисциплины и норм этики в здании Жогорку Кенеша.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Соотношение понятий этики и профессиональной этики. Характеристика, структура, свойства, функции профессиональной морали. Система профессионально-этических представлений. Нормы и классификация категорий профессиональной этики. Понятие долга и совести.

Профессиональные кодексы принимаются обычно профессиональными объединениями, либо правительствами, либо неправительственными организациями. Профессиональный кодекс часто выражает правила профессиональной ответственности, в которых рассматриваются часто встречающиеся сложные случаи, и объясняется, какое поведение в этих ситуациях следует считать этичным, а какое нет, и почему. Для члена профессионального сообщества отклонение от профессионального кодекса может быть поводом для исключения из организации. В своем Международном практическом руководстве за 2007 год Выбор и развитие эффективного кодекса поведения для организаций, Международная федерация бухгалтеров предлагает следующее рабочее определение:

Примеры профессиональных кодексов:

· Клятва Гиппократа и Кодекс Персиваля в медицине,

· Кредо журналиста

· Авиационный кодекс

· Кодекс вооруженных сил США

· Кодекс Вооруженных сил Израиля

· Кодекс профессиональной этики переводчиков AIIC

Кодексы этики обычно вырабатываются в профессиональных организациях. Они перечисляют те социальные функции, ради поддержания которых существует организация, и заверяют, что данные функции будут выполняться в соответствии с высокими моральными нормами. Профессиональные кодексы этики выполняют две нравственные функции. Они служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны.

Джеймс Боумен, издатель книги "Границы этики в общественном управлении", выделяет три признака удачного кодекса этики: кодекс обеспечивает руководство поведением; его можно применить ко многим специальностям внутри профессии; он предлагает эффективные средства для того, чтобы обеспечить выполнение предписываемых норм . Тем не менее, большинство кодексов этики не содержат санкций.
Когда кодексы этики все же содержат принудительные стандарты, они становятся более конкретными и менее идеальными. Они больше не являются нормативными описаниями желаемого правильного поведения, а превращаются в набор четко определенных, закрепленных законодательством требований. Как только кодекс этики становится описанием требуемого поведения, невыполнение которого наказывается по закону, он тут же становится кодексом поведения.

Для профессии государственного управления в США разработаны два кодекса этики. Это кодексы, составленные Американским обществом государственного управления (ASPA) и Международной ассоциацией управления городов/округов (ICMA). В обоих из них предусмотрены меры по их соблюдению, согласно которым поощряется проверка исполнения и взаимоконтроль членов обществ, а также нарушителям правил гарантируется соответствующая процедура расследования до принятия каких-либо дисциплинарных мер. Если обвиняемый член ICMA признан виновным, ICMA исключает его из своих рядов и может провести открытую или внутреннюю проверку его поступков. Если обвиняемый член ASPA признан виновным, его исключают из общества

2024 lemonmc.ru. Бизнес. Финансы. Интернет. Услуги. Страхование.